Регуляторный дайджест за декабрь 2019 года


Центральный Банк Российской Федерации

Расчёт страховых резервов:предложения регулятора, 5 декабря 2019 года

Банк России разработал концепцию новых требований к расчёту страховых резервов, которые формируются страховщиками для обеспечения предстоящих выплат.

Предложенная концепция основана на риск-ориентированном подходе Solvency II и позволяет более точно рассчитывать величину страховых обязательств и, соответственно, более правильно оценивать финансовую устойчивость страховщиков. Одновременно такой подход предъявляет более высокие требования к качеству актуарной компетенции в страховой компании.

Изменения предусматривают, что страховые договоры будут включаться в расчёт с наиболее ранней из дат: начала ответственности, подписания договора, первого платежа. Величина страховых резервов будет рассчитываться как разница между текущей стоимостью ожидаемых оттоков и притоков по договорам.

Кроме того, вводятся критерии, которым должен соответствовать договор перестрахования, для его признания для целей расчёта достаточности капитала.

В ближайшее время планируется обсуждение концепции с экспертным сообществом, в том числе порядка вступления в силу предлагаемого регулирования.

Банк России вошёл в состав международного сообщества поповышению экологичности финансовой системы, 12 декабря 2019 года

Банк России присоединился к Сообществу центральных банков и надзорных органов по повышению экологичности финансовой системы (The Central Banks and Supervisors Network for Greening the Financial System, NGFS), что будет способствовать совершенствованию анализа климатических рисков, расширению инструментов устойчивого развития и ответственного инвестирования с учётом передового мирового опыта.

Банк России в настоящее время уделяет повышенное внимание климатическим рискам. Как было отмечено в Обзоре финансовой стабильности за II–III кварталы 2019 года, климатические риски могут оказать значительное влияние на деятельность финансовых институтов и финансовую стабильность в целом.

NGFS представляет собой добровольное объединение центральных банков и надзорных органов, а также органов, устанавливающих стандарты, созданное для обмена лучшими практиками и передовым опытом, содействия развитию механизмов управления экологическими и климатическими рисками в финансовом секторе и мобилизации финансирования для поддержки перехода к устойчивой экономике.

Сообщество образовано по инициативе Банка Франции в декабре 2017 года во время Парижского климатического саммита. Первоначально в его состав входили восемь членов, сейчас в NGFS входит уже 54 центральных банка и надзорных органа и 12 международных организаций (полный список можно найти на сайте NGFS), которые совокупно осуществляют надзор более чем за 2/3 глобальных системно значимых банков и страховщиков.

Банк России уточнил требования к собственным средствамуправляющих компаний, 23 декабря 2019 года

Принятые изменения направлены на повышение финансовой устойчивости управляющих компаний (УК) инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и соискателей лицензии УК, а также на формирование их собственных средств за счёт наиболее качественных и ликвидных активов. Соответствующее указание Банка России зарегистрировано Минюстом.

Документ повышает требования к активам в составе собственных средств УК. В частности, устанавливается запрет на принятие к расчёту структурных облигаций, дополнительно ограничивается доля недвижимого имущества, а также регламентируется порядок учёта обязательств по долгосрочным договорам аренды.

Сокращается срок (с 1 месяца до 10 рабочих дней) для устранения УК нарушений требований к минимальному размеру собственных средств, в случае если такие нарушения возникли по причинам, не зависящим от действий УК.

Указание Банка России вступает в силу с 3 января 2020 года, за исключением положения о снижении доли недвижимого имущества (вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования указания).

Банк России расширяет перечень случаев предоставлениябизнес-планов кредитных организаций, 26 декабря 2019 года

Банк России издал указание, которое устанавливает исчерпывающий перечень случаев представления бизнес-плана кредитной организации в Банк России. Документ также регламентирует сроки составления бизнес-плана, требования к его содержанию и оформлению, а также критерии оценки бизнес-плана Банком России.

Основными новеллами указания являются распространение требования о представлении бизнес-плана на случаи реорганизации кредитной организации в форме слияния и присоединения, получения банком с универсальной лицензией статуса банка с базовой лицензией или банком с базовой лицензией статуса банка с универсальной лицензией, изменения статуса микрофинансовой компании на статус банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации.

Кроме того, срок, на который составляется бизнес-план, увеличивается с двух до трёх полных календарных лет минимум.

Документ подготовлен взамен Указания Банка России от 5 июля 2002 года № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций» и вступает в силу с 6 января 2020 года.

Новые правила оценки бизнес-планов будут применяться Банком России в отношении бизнес-планов, утверждённых кредитной организацией после вступления указания в силу.

Банк России передаст рынку частьфункций по регистрации правил по ПИФам и отчётов об их прекращении, 27 декабря 2019 года

Банк России перестанет регистрировать правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами (ПИФами) для квалифицированных инвесторов, а также утверждать отчёты о прекращении таких фондов — эти функции регулятора будут переданы специализированным депозитариям.

Соответствующие поправки в закон об инвестиционных фондах вступят в силу 23 января 2020 года. Одновременно поправками вводится ответственность спецдепозитариев (вплоть до аннулирования лицензии) за ненадлежащее исполнение функций по согласованию правил доверительного управления и отчётов о прекращении фондов.

Единые подходы к исполнению спецдепозитариями новых функций будут закреплены в стандартах, которые уже разработала при участии Банка России саморегулируемая организация «Национальная финансовая ассоциация» (СРО НФА). Стандарты, которые должны будут соблюдать все члены СРО, направлены на защиту прав и законных интересов пайщиков и управляющих компаний, а также на повышение качества услуг спецдепозитариев.

Изменения законодательства будут способствовать снижению регуляторной нагрузки и развитию рынка коллективных инвестиций.

Совершенствование регулирования: новые инициативы участников финансового рынка, 30 декабря 2019 года

По итогам прошедшей в Банке России стратегической сессии 9 новыхинициатив участников финансового рынка отобраны в основной портфель для реализации регулятором в 2020 году. Эти предложения наиболее актуальны и затрагивают вопросы выдачи инвестиционных паёв, эмиссии и листинга, корпоративного управления, товарного рынка, финтеха и информационной безопасности.

В числе предложенных инициатив, в частности, сокращение сроков выдачи инвестиционных паёв, повышение привлекательности индивидуальных инвестиционных счетов, унификация классификации жалоб потребителей, распространение биометрической идентификации на предоставление электронных средств платежа.

Ежегодные стратегические сессии с участниками рынка Банк России проводит с осени 2013 года. Регулятор и в дальнейшем продолжит использовать такой формат диалога с профессиональным сообществом.

Публикация обновлённого портфеля с актуализированным статусом хода реализации инициатив планируется в начале 2020 года.

Банк России внедряетновый подход к оценке кредитного риска банками, 30 декабря 2019 года

Внедрение нового подхода к оценке кредитного риска позволит в целом высвободить капитал банков и обеспечить дополнительные возможности для кредитования реального сектора экономики.

Этот подход предусматривает расчёт нормативов по классам контрагентов, а не по группам активов (I–V группы).

В инструкции Банка России выделяется категория заёмщиков «инвестиционный класс» с пониженным коэффициентом риска 65% (в настоящее время — 100%) при отнесении их к I или II категориям качества в целях формирования резервов и допуска ценных бумаг заёмщика к торгам на организованном рынке.

Оценка риска по требованиям к банкам будет зависеть от отнесения банков к классам исходя из уровня их кредитоспособности, а также соблюдения ими обязательных нормативов и минимальных значений надбавок к нормативам достаточности капитала банка.

Устанавливается пониженный коэффициент риска 85% по требованиям к субъектам малого и среднего предпринимательства, оцениваемым на индивидуальной основе, с сохранением действующего коэффициента риска 75% для МСП, оцениваемых на портфельной основе.

При кредитовании корпоративных заёмщиков выделяется класс «специализированное кредитование» с дифференцированными коэффициентами риска в зависимости от типа специализированного кредитования (проектное, объектное или товарно-сырьевое финансирование), а для проектного финансирования — в зависимости от фазы проекта (инвестиционная фаза или фаза эксплуатации) и уровня его кредитоспособности (слабый, удовлетворительный, достаточный, высокий).

По проектам, реализуемым в рамках механизма проектного финансирования на базе ВЭБ.РФ, в инвестиционной фазе в течение двух лет (до конца 2021 года) повышенный коэффициент риска 130% применяться не будет.

Выделен класс гарантий исполнения нефинансовых обязательств (например, тендерные гарантии, гарантии в пользу таможенных и налоговых органов) с коэффициентом кредитной конверсии 0,5 (вместо 1).

Более высокие коэффициенты риска (вместо действующего 150%) будут применяться по вложениям в некотируемые акции (доли) юридических лиц: в размере 400% — по краткосрочным спекулятивным вложениям и 250% — по прочим вложениям (с установлением переходного периода в пять лет). Установлен повышенный коэффициент риска 150% по дефолтным кредитам в необеспеченной части (без обеспечения, признаваемого в целях снижения кредитного риска), в случае если расчётный резерв на возможные потери по ним менее 20%, с отсрочкой вступления в силу до 1 января 2021 года. Увеличен коэффициент риска с действующей величины 150% до 200% по ссудам, выданным с 1 января 2020 года и использованным заёмщиками на вложения в уставные капиталы других юридических лиц.

Отменён норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1).

В течение года банки смогут по своему выбору как продолжать осуществлять расчёт нормативов по Инструкции Банка России от 28.06.2017 № 180-И «Об обязательных нормативах банков», так и применять новый финализированный подход (с уведомлением Банка России в случае применения нового подхода).

Инструкция зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации и вступает в силу 1 января 2020 года, за исключением отдельных норм, увеличивающих коэффициенты риска по активам, которые вступают в силу с отсрочкой.

 
Совет Федеральной резервной системы

Федеральныерегуляторы выпустят совместное заявление об использовании альтернативных данныхпри кредитном андеррайтинге, 3 декабря 2019 года

Пять федеральных финансовых регуляторных органов выпустили совместное заявление об использовании банками, кредитными союзами и небанковскими финансовыми фирмами альтернативных данных при андеррайтинге.

В заявлении Совета Федеральной резервной системы, Агентства по финансовой защите потребителей (CFPB), Федеральной корпорации по страхованию депозитов (FDIC), Службы финансового контроля (OCC) и Национального управления кредитных союзов (NCUA) отмечаются преимущества, которые потребители могут получить при использовании альтернативных данных, такие как расширение доступа к кредитам и возможность для потребителей получать дополнительные продукты и более выгодные цены и условия. В заявлении поясняется, что хорошо разработанная программа управления соответствием стандартам предусматривает тщательный анализ соответствующих законов и нормативных актов в области защиты прав потребителей, чтобы гарантировать, что фирмы понимают возможности, риски и требования о соответствии перед тем, как начать использовать альтернативные данные.

Альтернативные данные включают информацию, которая обычно не содержится в кредитных отчётах потребителей или обычно предоставляется потребителями при подаче заявки на получение кредита. Альтернативные данные включают данные о движении наличных средств, полученные из записей банковских счетов потребителей. Агентства признают, что использование альтернативных данных в соответствии с применяемым законодательством о защите прав потребителей может повысить скорость и точность принятия решений о предоставлении кредита, а также может помочь фирмам в оценке кредитоспособности потребителей, которые в настоящее время не могут получить кредит в основной кредитной системе.

Совет Федеральной Резервной Системы объявляет о ежегоднойкорректировке порогового значения размера активов в Положении I, 12 декабря 2019 года

Совет Федеральной резервной системы объявил о ежегодной корректировке порогового значения размера активов в Положении I, которое определяет ставку дивидендов, выплачиваемых банкам, являющимся членами Федеральной Резервной Системы. Обновлённое пороговое значение всех консолидированных активов составляет 10,715 млрд долларов по 31 декабря 2020 года включительно.

Банки-члены Федеральной резервной системы (ФРС) держат акции в Федеральных резервных банках и получают дивиденды. Однако для держателей факт владения этими акциями не представляет контрольного и финансового интереса в отличие от противоположной ситуации для держателей обыкновенных акций в коммерческих организациях. Акции не могут быть проданы или предоставлены в качестве залога для займа.

Раздел 7 (а)(1) Закона о Федеральной резервной системе предусматривает, что банки-члены ФРС с общим объёмом консолидированных активов выше порогового значения размера активов должны получать дивиденды по оплаченному ими акционерному капиталу Федерального резервного банка, чей размер составляет менее 6 процентов или измеряется по последней за последние 10 лет ставке аукциона по продаже казначейских векселей до выплаты дивидендов. Другие банки-члены ФРС получают дивиденды в размере 6 процентов.

Закон о Федеральной резервной системе требует, чтобы Совет ежегодно корректировал пороговое значение размера активов с учётом изменения индекса цен валового внутреннего продукта, публикуемого Бюро экономического анализа.

Агентства не нашли недостатки в планах урегулирования,представленных крупнейшими банками, но нашли недоработки в планах несколькихфирм, 17 декабря 2019 года

Совет Федеральной резервной системы и Федеральная корпорация по страхованию вкладов объявили, что они не нашли никаких «недостатков», которые, если их не исправить, могли бы привести к дополнительным пруденциальным требованиям, в планах урегулирования крупнейших и наиболее сложных национальных банков. Однако планы шести из восьми банков имели «недостатки», которые представляют собой слабости, вызывающие вопросы о целесообразности плана фирмы, но при этом не являющиеся настолько серьёзными, чтобы быть охарактеризованными как недостаток. Планы по устранению недоработок должны быть представлены агентствам к 31 марта 2020 года.

Планы урегулирования, также известные как «завещания о жизни», описывают стратегию фирмы для быстрой и организованной санации в условиях банкротства в случае существенных финансовых трудностей или краха фирмы.

Агентства обнаружили недостатки, связанные со способностью фирм надёжно представлять в стрессовых условиях данные, необходимые для реализации их стратегии урегулирования, в планах Банка Америки (Bank of America), Банка Нью-Йорка Меллон (Bank of New York Mellon), «Ситигруп» (Citigroup), «Моргана Стэнли» (Morgan Stanley), «Стэйт Стрит» (State Street) и «Уэллс Фарго» (Wells Fargo). Примеры включают показатели капитала и ликвидности в соответствующих дочерних компаниях. Агентства не нашли недостатков в планах «Голдман Сакс» (Goldman Sachs) и «Джей Пи Морган Чейс» (J. P. Morgan Chase).

Фирмы получат письма с замечаниями и комментариями, которые будут размещены в открытом доступе на сайтеСовета. Для шести фирм, в чьих планах были обнаружены недоработки, в письме подробно описаны конкретные недостатки и необходимые действия. В целом в письмах отмечается, что каждая фирма добилась значительного прогресса в повышении уровня урегулирования и развитии связанных с ним возможностей, однако всем фирмам необходимо продолжать работать в данном направлении в определённых областях.

С этой целью в письмах подтверждается, что агентства предполагают сосредоточить своё внимание на проверке возможностей урегулирования фирм при рассмотрении их следующих планов. Урегулирование крупного банка стало бы сложным и беспрецедентным случаем, и агентства ожидают, что фирмы будут постоянно следить за изменениями рынков и изменениями в вопросах деятельности, структур и профилей рисков фирм.

Также агентства объявили, что Банк Америки (Bank of America), «Голдман Сакс» (Goldman Sachs), «Морган Стэнли» (Morgan Stanley) и «Уэллс Фарго» (Wells Fargo) успешно устранили недостатки, выявленные агентствами в ходе предыдущей проверки планов урегулирования в декабре 2017 года.

Агентства публикуют ежегодные корректировки пороговых значенийразмера активов по Закону о реинвестировании для мелких и средних учреждений, 31 декабря 2019 года

Федеральные органы банковского регулирования объявили о ежегодной корректировке пороговых значений размера активов, которые используются при определении малого банка, мелкой сберегательной ассоциации, среднего банка и средней сберегательной ассоциации в соответствии с положениями Закона о реинвестировании (CRA).

Требование о ежегодных корректировках содержится в правилах CRA. Финансовые учреждения оцениваются в соответствии с различными процедурами проверки CRA, основанными на их классификации размеров активов. Те из них, которые отвечают пороговым значениям размера активов мелких и средних учреждений, не подпадают под требования отчётности, применимые к крупным банкам и сберегательным ассоциациям, если только они сами не выбирают быть подвергнутыми оценке по критериям крупных учреждений.

Ежегодные корректировки этих пороговых значений размера активов основаны на изменении среднего значения индекса потребительских цен для городских наёмных работников и служащих (CPI—W), не скорректированного с учётом сезонных колебаний, за каждый 12-месячный период, заканчивающийся в ноябре, с округлением до ближайшего миллиона.

В результате увеличения CPI—W на 1,62 процента за период, закончившийся в ноябре 2019 года, в определения мелких и средних учреждений для проведения проверок в рамках CRA будут внесены следующие изменения:

  • «Малый банк» или «мелкая сберегательная ассоциация» означает учреждение, которое по состоянию на 31 декабря любого из предыдущих двух календарных лет имело активы менее 1,305 млрд долларов США.

  • «Средний банк» или «средняя сберегательная ассоциация» означает малое учреждение с размером активов не менее 326 миллионов долларов США по состоянию на 31 декабря каждого из предыдущих двух календарных лет и менее 1,305 млрд долларов США по состоянию на 31 декабря любого из предыдущих двух календарных лет.



Управление Пруденциального Регулирования

Оперативная устойчивость: Переносимость негативных воздействийважными бизнес-услугами, 5 декабря 2019 года
Создание оперативной устойчивости: Переносимость негативных воздействий важными бизнес-услугами

Одним из ключевых приоритетов для Банка Англии, Управления пруденциального регулирования (PRA) и Управления по финансовому регулированию и финансовому надзору (FCA) является создание улучшенной регуляторной методологии для повышения оперативной устойчивости фирм и инфраструктур финансового рынка (FMIs). С этой целью в прошлом году нами был опубликован совместный документ для обсуждения вопросов оперативной устойчивости (см. стр. 2 из 2), чтобы начать диалог с представителями отрасли финансовых услуг. Уровень взаимодействия с промышленностью оказался впечатляющим, что помогло сделать два ключевых вывода: (1) предложенный нами подход получил широкую поддержку, но респонденты попросили дать более полное объяснение; (2) многие внешние крупные акционеры и заинтересованные стороны видят точное соответствие целей фирм или FMIs и органов власти в этой области.

Настоящий документ издаётся совместно Управлением пруденциального регулирования (PRA), Управлением по финансовому регулированию и финансовому надзору (FCA) и Банком Англии в качестве органа надзора за инфраструктурами финансовых рынков (FMIs), которые совместно именуются «надзорными органами».

В документе для обсуждения «Создание оперативной устойчивости финансового сектора Великобритании», опубликованном в июле 2018 года, изложен подход к оперативной устойчивости.

5 декабря 2019 года надзорные органы опубликовали пакет документов («предложения»), которые включат этот подход в политику. В настоящем документе приводится краткое изложение общего подхода и предпринятых действий со момента публикации DP.

Подробные предложения от каждого надзорного органа изложены в пакете публикаций:

  • консультационный документ PRA (КД), который включает в себя проект правил, проект программного заявления (ПЗ) и проект надзорного отчёта (НО). Также 5 декабря 2019 года PRA опубликовало КД,который включает в себя проект НО по вопросам аутсорсинга и управления рискамитретьих сторон, который является ключевой частью оперативной устойчивости (фирмам рекомендуется читать его вместе с КД PRA по оперативной устойчивости);
  •  КД, изданный FCA, который включает в себя проект правил и проект руководящих указаний. КД FCA также содержит главу, посвящённую аутсорсингу; 
  • индивидуальные КД и проекты НО, выпущенные Банком Англии для центральных контрагентов и центральных депозитариев ценных бумаг. Банк также публикует КД, проект НО и проект главы об оперативной устойчивости Свода правил для лицензированных операторов платёжных систем и определённых поставщиков услуг.

Консультационный документ PRA 29/19 «Оперативная устойчивость: Переносимость негативных воздействий важными бизнес-услугами».

Обзор

В настоящем КД PRA излагает свои предложения по правилам PRA (Приложение 1 и 2) вместе с надзорным отчётом (Приложение 3) и программным заявлением (Приложение 4); они призваны повысить оперативную устойчивость фирм и защитить более широкий финансовый сектор и экономику Великобритании от последствий операционных сбоев. Проект правил и ожиданий направлен на включение концепций документа для обсуждения 1/18 «Создание оперативной устойчивости финансового сектора Великобритании», опубликованного в июле 2018 года, в пруденциальную методологию PRA (стр. 2 из 2). Сопроводительный совместный документ «Повышение оперативной устойчивости: Переносимость негативных воздействий важными бизнес-услугами», выпущенный Банком Англии, Управлением по финансовому регулированию и финансовому надзору и PRA, объясняет, как изложенные в документе для обсуждения концепции были обновлены в предлагаемой политике. В проекте программного заявления излагается, каким образом PRA предлагает осуществлять надзор за существующей политикой в свете новых предлагаемых правил и ожиданий в отношении оперативной устойчивости.

Настоящий документ касается

  • Банков Великобритании, строительных сберегательных касс и инвестиционных фирм, выбранных PRA (банки);
  • британских фирм в рамках Solvency II, страховой компании Ллойд и её управляющих агентов (страховщики).

Эти предложения направлены на устранение рисков для оперативной устойчивости, в том числе тех, что связаны с взаимозависимостью финансовой системы и сложной и динамичной средой, в которой работают фирмы. PRA считает, что существует необходимость в пропорциональном минимальном стандарте оперативной устойчивости, который стимулировал бы фирмы готовиться к сбоям и инвестировать в необходимые области.

Отзывы и последующие шаги

Эта консультация завершается 3 апреля 2020 года. PRA приветствует отклики на предложения, изложенные в ходе этой консультации. Пожалуйста, направляйте любые комментарии или вопросы по адресу CP29_19@bankofengland.co.uk.

Руководствуясь полученными откликами, PRA будет разрабатывать окончательную версию глав, посвящённых оперативной устойчивости с тем, чтобы опубликовать их во второй половине 2020 года. PRA продолжит сотрудничество с FCA и Банком Англии по вопросам разработки подхода к регулируемым фирмам и инфраструктурам финансового рынка (FMIs), который будет согласован по мере возможности.

Предложения, изложенные в настоящем КД, были разработаны в контексте нынешней нормативной методологии Великобритании и ЕС. PRA продолжит следить за политикой с целью оценить, потребуются ли какие-либо изменения в связи с изменениями в нормативно-правовой базе Соединённого Королевства, включая те, которые произойдут после вступления в силу любых новых соглашений с Европейским Союзом.

В том случае, если Великобритания выйдет из ЕС без установленных сроков имплементационного периода, то по оценке PRA, в эти предложения необходимо будет внести поправки.

  • Второй вариант предлагаемых правил, включающий соответствующие поправки, прилагается к настоящему КД. В зависимости от сроков выхода Великобритании из ЕС, поправки могут быть внесены в соответствии с Законом о выходе из ЕС 2018 года (EUWA). Для получения дополнительной информации рекомендуется обратиться к ПЗ 5/19 «Поправки Банка Англии к законодательству в сфере финансовых услуг в соответствии с законом о выходе из Европейского Союза 2018 года». Изменения в рамках EUWA следует рассматривать в комплексе с проектом переходных директив PRA, опубликованным в КД 18/19 «Выход Великобританиииз ЕС: Изменения после расширения Статьи 50».

  • Проекты надзорного отчёта и программного заявления, прилагаемые к настоящему КД, следует рассматривать в комплексе с НО 1/19 «Не имеющие обязательную силу материалы PRA: Подход PRA после выхода Великобритании из ЕС».

Аутсорсинг и управление рисками третьих лиц, 5 декабря 2019 года 

Обзор

В настоящем консультационном документе (КД) PRA излагает предложения по модернизации нормативно-правовой базы в области аутсорсинга и управления рисками третьих сторон, а также предлагает высказать замечания по изложенным предложениям. Эти предложения изложены в проекте надзорного отчёта (НО) «Аутсорсинг и управление рисками третьих сторон» в приложении к настоящему КД (проект НО) и преследуют следующие цели:

Этот КД касается всех британских банков, строительных обществ и инвестиционных фирм, выбранных PRA, страховых и перестраховочных фирм и групп в рамках Solvency II, включая страховую компанию Ллойд и управляющих агентов, а также филиалы зарубежных банков и страховщиков.

Некоторые из предложений, содержащихся в настоящем КД, также касаются кредитных союзов и нестандартизированных фирм, а именно тех, которые содержатся в пункте 2.3 настоящего КД, правилах PRA, статутных нормах и требованиях, упомянутых в таблицах 2, 5 и 6 и пунктах 5.11–5.12. В соответствии с принципом пропорциональности PRA предлагает не применять остальные разделы проекта НО к кредитным союзам и нестандартизированным фирмам.

Ликвидность по Pillar 2: Пороговые значения периодичности отчётности PRA110, 17 декабря 2019 

Ликвидность по Pillar 2: Пороговые значения периодичности отчётности PRA110 — ПЗ 26/19 

Обзор

Настоящее программное заявление PRA (ПЗ) комментирует ответы на консультационный документ (КД) 14/19 «Ликвидность по Pillar 2: Пороговые значения периодичности отчётности PRA110» (см. стр. 2 из 2). Оно также включает в себя окончательную политику PRA, а именно:

  • поправки к отчётной части Свода правил PRA (Приложение 1);

  • обновлённый надзорный отчёт (НО) 24/15 «Подход PRA к надзору за рисками ликвидности и финансирования» (Приложение 2).

Этот КД касается банков Великобритании, санкционированных PRA, строительных сберегательных касс и британских инвестиционных фирм, выбранных PRA, которые в совокупности называются «учреждениями» и обладают общим объёмом активов в размере £5 млрд или выше, рассчитанным в соответствии с директивой Совета 86/635/EEC.

PRA получила два ответа на этот КД. Респонденты высказали ряд полезных замечаний, которые кратко изложены в главе 2, но после рассмотрения этого вопроса PRA было принято решение не менять предложенную политику.

 


Европейская служба банковского надзора

Нормативныетехнические стандарты правил регулирования инфраструктуры европейскогофинансового рынка касательно различных поправок к двусторонним маржинальнымтребованиям и совместное заявление о введении запасных сценариев в рамкахмеждународной методологии, 5 декабря 2019 года

Европейские надзорные органы (ESAs) опубликовали совместный проект нормативных технических стандартов (НТС) по внесению изменений в делегированный регламент о методах снижения рисков для необлагаемых внебиржевых деривативов (двустороннее маржирование), а также совместное заявление о включении запасных сценариев во внебиржевые производные контракты вместе с требованием об обмене залогового обеспечения. Как НТС, так и заявление были разработаны для содействия дальнейшей международной последовательности в осуществлении глобальной методологии, согласованной Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН) и Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

Прежде всего, с учётом разъяснений и изменений глобальной методологии, внесённых БКБН и IOSCO за последние месяцы, в докладе и связанных с ним НТС уточняются ожидания в отношении порога, превышение которого, как ожидается, ведёт к обмену первоначальной маржи. Кроме того, в вопросе первоначальных маржинальных требований для более мелких контрагентов вводится дополнительный период поэтапного ввода длиною в один год. Во-вторых, учитывая прогресс, достигнутый в глобальном масштабе в вопросе внедрения международной методологии, а также риски, для устранения которых была разработана методология БКБН и IOSCO, было внесено несколько поправок в отношении режима валютных форвардных контрактов на условиях физических расчётов и своп-контрактов, внутригрупповых контрактов и опционных контрактов. Наконец, заявление призвано разъяснить, что, по мнению ESAs, поправки, внесённые в незавершённые неликвидированные внебиржевые производные контракты с целью введения запасных сценариев, не должны создавать новые обязательства по этим унаследованным контрактам.

EBA обновляет свои руководящие принципы касательно представленияотчётности о планах финансирования, 9 декабря 2019 года

  • Обновлённые руководящие принципы включают в себя согласованные определения и шаблоны, которые повышают сопоставимость и обеспечивают лучшее качество данных.

  • Эти изменения обеспечивают более глубокое понимание планов финансирования банка, повышают эффективность, облегчают реализацию и сокращают расходы на отчётность.

  • Пропорциональность позволит снизить временные затраты для малых и несложных учреждений.

Европейская слуюба банковского надзора (EBA) опубликовала обновлённые руководящие принципы по гармонизированным определениям и шаблонам отчётности о планах финансирования. Эти изменения включают дополнительные детали прогнозируемого рыночного финансирования, согласование с итоговой отчётностью и дополнительную пропорциональность для малых и несложных кредитных организаций. Это обновление является результатом опыта, накопленного EBA в последние годы в ходе оценки планов финансирования банков.

Внесённые изменения позволяют обеспечить более глубокое понимание планов финансирования банка и повысить эффективность, облегчить их реализацию, а также сократить расходы на отчётность. Новая детальная разбивка прогнозируемого рыночного финансирования по старшинству позволит проводить мониторинг структуры финансирования и, в частности, отслеживать необходимость выпуска удовлетворяющих требованиям инструментов минимальных требований к собственным средствам и обязательствам, используемым для покрытия убытков в области надзорной отчётности (MREL), а также необходимость замены устаревающей финансовой поддержки центрального банка, которая, как ожидается, станет ключевым фактором для удовлетворения потребностей кредитных организаций в финансировании. Новый шаблон прогноза отчёта о прибылях и убытках позволит отслеживать тенденции в вопросах прибыльности фирм и их влияния на финансирование в долгосрочной перспективе.

Обновлённые руководящие принципы содержат подробные инструкции и полностью согласуются с определениями и разбивками, используемыми в итоговой отчётности для повышения сопоставимости, облегчения процесса подготовки данных для кредитных организаций и обеспечения более высокого качества данных. Кроме того, руководящие принципы предусматривают некоторые упрощения для небольших и несложных учреждений в целях повышения пропорциональности и сокращения расходов на отчётность.

EBA выпускает пересмотренный список правил проверки, 10 декабря 2019 года

EBA опубликовала пересмотренный список правил проверки в технических стандартах реализации (ITS) по надзорной отчётности. Выделены те правила, которые прекратили действовать по причине некорректности или из-за возникновения ИТ-проблем. Компетентные органы ЕС информируются о том, что данные, представленные в соответствии с этими стандартами, не должны официально проверяться на соответствие деактивированным правилам.

EBA настаивает на скорейшем принятии мер по устойчивомуфинансированию, 6 декабря 2019 года

  • План работы EBA по устойчивому финансированию будет сосредоточен в первую очередь на ключевых показателях и раскрытии информации для поддержки «зелёных» стратегий банков, а затем изучит полученные данные для любых корректировок весовых коэффициентов риска.

  • EBA призывает учреждения активно включать экологические, социальные и управленческие соображения (ESG) в управление рисками, включая установление коэффициента «зелёных» активов

EBA также опубликовала план мероприятий по устойчивому финансированию, в котором излагаются подход и сроки выполнения мандатов, связанных с экологическими, социальными и управленческими факторами. План мероприятий объясняет последовательный подход EBA, начиная с ключевых показателей, стратегий, управления рисками и переходя к анализу сценариев и полученным данным для любых корректировок весовых коэффициентов риска. Он также направлен на то, чтобы донести ключевые идеи о направлении политики EBA и ожидания EBA от финансовых учреждений в тех областях, где сейчас необходимы действия для поддержки перехода к более устойчивому финансированию в ЕС.

В целом, изменение климата и реагирование на него со стороны государственного сектора и общества привели к повышению важности ESG факторов для финансовых рынков. Поэтому необходимо, чтобы финансовые учреждения могли измерять и контролировать ESG риски, чтобы бороться с переходными и физическими рисками.

Поскольку точные проявления переходного и физического рисков остаются неопределённым, EBA призывает финансовые учреждения действовать уже сейчас и включить ESG факторы в свои бизнес-стратегии, а также делать всё для выявления и контроля за ESG рисками, включая простые показатели, такие как коэффициент «зелёных» активов. С этой же целью они могут затем использовать анализ сценариев в качестве инструмента для исследования, с тем чтобы понимать значимость воздействия ESG рисков и их потенциальную величину.

Хосе Мануэль Кампа, глава EBA, подчеркнул важность принятия мер в области устойчивого финансирования уже сейчас: «Срочная необходимость действовать объясняет, почему мы также установили ранние ожидания в отношении промежуточных мер, включая определение простых показателей, которые могут способствовать укреплению рыночной дисциплины и позволят банкам установить чёткие “зелёные” стратегии».

С целью поддержки этой позиции работа EBA будет продолжаться в соответствии с последовательностью, отражённой в её правовых мандатах, и начнётся с особого внимания к стратегии и управлению рисками, а также к связанным с ними ключевыми показателями и проблеме раскрытия информации. На втором этапе EBA планирует разработать стресс-тест, посвящённый климатическим изменениям. На третьем этапе работы будут рассмотрены данные, касающиеся пруденциального подхода к «зелёным» рискам. Обоснованием такой последовательности является необходимость сначала понять существующую структуру ассортимента банковских услуг с точки зрения устойчивости, с тем чтобы оценить её и иметь возможность управлять ею в соответствии с выбранной стратегией, которая затем может быть использована для анализа сценариев, а позже — для оценки надлежащего пруденциального режима.

EBA консультирует по внесению изменений в стандарты бенчмаркингавнутренних моделей, 13 декабря 2019 года

  • Введение шаблонов Международного стандарта финансовой отчётности (МСФО) 9 является основным изменением стандартов.

  • Целью данного мероприятия является сбор данных об ожидаемых кредитных убытках по МСФО 9.

  • На первом этапе этой процедуры EBA будет собирать данные о портфелях с низким уровнем дефолта и сосредоточится на вероятности дефолта.

EBA начала консультацию, связанную со внесением изменений в исполнительное распоряжение Комиссии о проведении бенчмаркинга внутренних моделей для корректировки портфелей бенчмаркинга и требований к отчётности в связи с процедурой бенчмаркинга, запланированной на 2021 год. В отношении кредитного риска изменённые стандарты позволят дополнить анализ моделей кредитного риска путём введения шаблонов МСФО 9 и сбора взвешенной по риску величины воздействия (RWA), рассчитанной с помощью стандартизированного подхода, и гипотетической RWA, рассчитанной с использованием фактической доли случаев невыполненных обязательств. В отношении рыночного риска методология остаётся без изменений, и консультации ограничиваются разъяснениями относительно установления контрольных дат и определений инструментов/портфелей. Консультация продлится до 22 февраля 2020 года.

Основное обновление стандартов реализации 2021 года связано с внедрением шаблонов бенчмаркинга в соответствии с МСФО 9. В соответствии с поэтапным подходом, изложенным EBA в «Дорожной карте» по МСФО 9, на первой фазе процедуры шаблоны МСФО 9 собирают только данные о портфелях с низким уровнем дефолта (LDP) с фокусом на вероятность дефолта (PD).

Цель данного мероприятия заключается в сборе количественных данных о параметрах ожидаемых кредитных убытков (ECL) по МСФО 9 и другой соответствующей информации, которая в сочетании с анкетированием по вопросам качества, проводимым для учреждений отдельно, будет использована для получения более глубокого понимания различных методологий, моделей и сценариев, которые могут привести к существенным несоответствиям в результатах ECL, влияющим на собственные средства и нормативные коэффициенты.

EBA публикует общеевропейские шаблоны стресс-тестов образца 2020 годапосле тестирования их с банками, 16 декабря 2019 года

EBA опубликовала общеевропейские шаблоны стресс-тестов образца 2020 года, после того как банки получили обратную связь на этапе тестирования. Процедура стресс-тестирования будет официально запущена в январе 2020 года.

После согласования публикации пакета общеевропейских шаблонов стресс-тестов 2020 года Руководящим советом EBA шаблоны были представлены банкам для проведения тестирования. В течение этого периода EBA собрала отзывы представителей отрасли и внесла дополнительные корректировки в версию, опубликованную в ноябре. Текущая версия всё ещё может быть подвергнута незначительным техническим корректировкам до её окончательной публикации в январе 2020 года.

Официальная версия шаблонов была распространена среди банков, участвующих в общеевропейском стресс-тестировании 2020 года. Версия, опубликованная сегодня, носит исключительно информационный характер, и банки должны воздержаться от её использования в соответствии с целями процедуры.

EBA опубликовала финальный проект стандартов по ключевымаспектам, связанным с внедрением стандартизированного подхода к кредитномуриску контрагентов, 18 декабря 2019 года

EBA опубликовала финальный проект нормативных технических стандартов (НТС) стандартизированного подхода по кредитному риску контрагента (SA–CCR). В этом проекте НТС особое внимание уделяется ключевым аспектам SA–CCR; он также представляет собой важным вкладом в плавное гармонизированное внедрение SA–CCR в ЕС. НТС являются частью мандатов, возложенных на EBA в рамках её важной роли в реализации методологий SA–CCR и фундаментального пересмотра торгового портфеля (FRTB) в ЕС.

В окончательном проекте НТС изложен метод определения существенных факторов риска сделок с производными финансовыми инструментами, на основе которого должна быть произведена привязка к одной или нескольким категориям риска. Кроме того, эти НТС приводят формулу, которая должна использоваться учреждениями для расчёта надзорной дельты опционов, когда она сопоставляется с категорией риска процентной ставки, которая совместима с отрицательными процентными ставками. Наконец, в финальном проекте НТС вводится метод, который подходит для определения направления движения позиции как существенного фактора риска. Что касается распределения деривативов по категориям риска, то в окончательном проекте НТС используется трёхступенчатая методология для определения существенных факторов риска сделок с производными финансовыми инструментами (ПФИ). Первый подход опирается только на качественную информацию и подходит для простых и стандартных сделок с ПФИ (например, процентных и кросс-валютных свопов). Второй подход является более детальным и основывается на количественной оценке чувствительности с целью классификации возможных факторов риска на основе соображений существенности. Третий подход — это консервативный и простой механизм поддержки, который определяет все возможные факторы риска сделки как существенные. Последний подход всегда будет доступен в качестве запасного варианта и позволит произвести равномерное применение методологии, когда второй подход является слишком обременительным. Формула для надзорной дельты процентных ставок опционов, указанная в НТС, представляет собой применение модели Блэка–Шоулза, на которую опирается SA–CCR. Такое применение становится возможным благодаря сдвигу кривой процентных ставок, сделанному с целью вернуть процентные ставки обратно на положительную территорию. Кроме того, НТС определяет параметры, которые будут использоваться в формуле надзорной дельты.

Наконец, для определения направления позиции как существенного фактора риска (длинного или короткого) методология, представленная в НТС, использует те же самые элементы (например, денежные потоки и чувствительность), которые используются для идентификации существенного фактора (факторов) риска сделок с ПФИ, специально предусмотренных для снижения нагрузки на учреждения.

EBA опубликовала финальный проект стандартов по ключевымаспектам, связанным с внедрением стандартизированного подхода к кредитномуриску контрагентов, 18 декабря 2019 года

  • EBA подчеркнула необходимость поощрения долгосрочных подходов.

  • Надёжная регуляторная пруденциальная методология является предварительным условием для долгосрочных инвестиций.

  • Необходимо акцентировать внимание на долгосрочных рисках и возможностях.

EBA опубликовала доклад о чрезмерном давлении краткосрочных условий со стороны финансового сектора на корпорации, в котором представила свой анализ того, насколько краткосрочность распространена в банковском секторе. Эта оценка является ответом на просьбы Европейской комиссии об оказании консультативной помощи в рамках её плана мероприятий «Финансирование устойчивого роста» и содержит информацию о политических мерах, которые могут быть приняты для того, чтобы долгосрочные перспективы адекватно учитывались в финансовом секторе.

EBA оценила возможное присутствие и факторы краткосрочности, рассмотрев (i) потенциальное давление краткосрочных условий, оказываемое банками на корпоративных клиентов, и (ii) потенциальное давление краткосрочных условий, которому подвергаются сами банки со стороны акционеров и рынков капитала. Кроме того, в докладе даётся оценка того, может ли банковский надзор играть определённую роль в усилении или смягчении краткосрочности.

В целом, основываясь на анализе имеющихся качественных и количественных источников, EBA выявила некоторые ограниченные конкретные доказательства присутствия краткосрочности и не нашла доказательств необоснованности существующей проблемы, вместо с тем подчеркнув необходимость поощрения долгосрочных подходов.

Исходя из этих соображений, EBA дала рекомендации по вопросам политики, в которых подчёркивается, что действия в области политики должны быть направлены на предоставление банкам соответствующей информации и стимулов для включения долгосрочных временных горизонтов в их стратегии, управление, деловую деятельность и управление рисками.

В частности, Европейской комиссии и законодателям ЕС EBA рекомендует:

  • поддерживать надёжную нормативную пруденциальную методологию как предварительное условие для долгосрочных инвестиций, продолжая при этом следить за потенциальными непреднамеренными последствиями финансового регулирования для предложения устойчивого инвестиционного финансирования;

  • способствовать принятию учреждениями долгосрочных перспектив с помощью более чётких правовых положений об устойчивости, содержащихся в Директиве о требованиях к капиталу (CRD);

  • продолжать расширять раскрытие долгосрочных рисков и возможностей — что касается как корпораций, так и банков, — устанавливая принципы и требования, которые могут обеспечить сопоставимость и надёжность раскрытия информации, например, путём внесения поправок в Директиву о нефинансовой отчётности;

  • улучшить информационные потоки, доступ к данным и поддержать роль банковского сектора в повышении осведомлённости о проблемах устойчивого развития и экологических, социальных и управленческих (ESG) рисках, например, разработав платформы или создав централизованную базу данных по экологическим данным для финансового сектора.

EBA обновила список инструментов CET1, 19 декабря 2019 года

  • EBA классифицировала новый тип инструмента привлечения капитала как CET1;

  • EBA продолжает поддерживать и обновлять список CET1 на регулярной основе;

  • Перед включением новых инструментов привлечения капитала в список CET1 необходимо предварительно проконсультироваться с EBA.

EBA опубликовала обновлённый список инструментов привлечения капитала, которые компетентные органы по всему Европейскому союзу классифицировали как обыкновенный акционерный капитал (CET1). С момента публикации предыдущего обновления в июле 2019 года новый инструмент CET1 был оценён и характеризован как соответствующий Регламенту о требованиях к капиталу (CRR). Этот перечень будет регулярно поддерживаться и обновляться.

С момента публикации последнего обновлённого списка инструментов привлечения капитала CET1 22 июля 2019 года EBA продолжает осуществлять мониторинг и оценку инструментов привлечения капитала, выпущенных учреждениями ЕС, и их соответствия критериям, установленным в CRR. В этом новом обновлении один новый тип инструмента CET1 был оценён и охарактеризован как совместимый с CRR. Больше никаких изменений внесено не было. Для удобства использования новая строка была добавлена и выделена, чтобы сделать специальную отметку этого нового инструмента.

В частности, в списке приводится следующая информация:

  • Страна выпуска;

  • Название инструмента на английском и национальном языках;

  • Регулирующее право инструмента;

  • Может ли этот инструмент быть выпущен в дополнение к другим инструментам CET1;

  • Является ли этот инструмент инструментом с правом голоса или без права голоса;

  • Является ли этот инструмент полностью удовлетворяющим минимальные требования или унаследованным в качестве инструмента негосударственной помощи;

  • Подписывается ли этот инструмент государственными органами в чрезвычайных ситуациях.

EBA рекомендует обратить внимание на разъяснения, описанные во вступлении ко списку, чтобы правильно понять его.

 


Базельский комитет по банковскому надзору 

Разработка пруденциального режима для криптоактивов, 12 декабря 2019 года

Комитет публикует настоящий дискуссионный документ для выяснения мнений внешних крупных акционеров и заинтересованных сторон по целому ряду вопросов, связанных с пруденциальным регулированием криптоактивов, включая:

1.    особенности и характеристики риска криптоактивов, которые должны лежать в основе разработки пруденциального режима для рисков банков, связанных с криптоактивами;

2.    общие принципы и соображения, которыми следует руководствоваться при разработке пруденциального режима в отношении рисков банков, связанных с криптоактивами, включая наглядный пример в виде требований к потенциальному капиталу и нормативов ликвидности для рисков, связанных с высокорискованными криптоактивами

Комитет приветствует комментарии по анализу и идеям, изложенным в настоящем документе, от всех заинтересованных сторон, включая представителей научной сферы, банки, центральные банки, министерства финансов, участников рынка, операторов и поставщиков платёжных систем, надзорные органы, технологические компании и широкую общественность.



Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками  

Новый отчёт FINMA: Мониторинг рисков, 10 декабря 2019 года

Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками (FINMA) впервые в этом году публикует мониторинг рисков. В настоящем докладе даётся обзор того, что FINMA считает наиболее важными рисками, с которыми в настоящее время сталкиваются поднадзорные учреждения, и описывается результирующая направленность надзорной деятельности службы.

FINMA впервые публикует свой новый отчёт о мониторинге рисков. В нём дается обзор того, что FINMA считает наиболее важными рисками, с которыми в настоящее время сталкиваются поднадзорные учреждения. Кроме того, в каждом отчёте будет выделена одна выбранная тенденция, которая может оказать влияние на швейцарский финансовый рынок в долгосрочной перспективе. В отчёте также будет описана направленность надзорной деятельности FINMA на основе рисков.

Определены шесть основных рисков

Шесть основных рисков были выделены FINMA для поднадзорных учреждений и швейцарского финансового центра:

  • сохраняющаяся низкая процентная ставка;

  • возможная коррекция на рынках недвижимости и ипотечных кредитов, особенно в сегменте инвестиционной недвижимости;

  • кибератаки;

  • неупорядоченное аннулирование базовых процентных ставок LIBOR;

  • отмывание денег;

  • возрастающее количество препятствий для доступа на международные рынки, в частности, в ЕС.

В докладе также рассматриваются финансовые риски, связанные с изменением климата, как представляющие собой один из видов наиболее важных долгосрочных рисков, выявленных FINMA. Помимо рисков, выделенных в мониторинге, FINMA также имеет дело с многочисленными другими, более специфическими рисками в рамках своей надзорной деятельности.

Более высокая степень прозрачности в отношении рискоориентированного надзора

Основным направлением работы FINMA является надзор за финансовым сектором. Это делается для обеспечения того, чтобы поднадзорные финансовые учреждения оставались стабильными в будущем, принимая во внимание все возможные риски, с которыми они сталкиваются. Таким образом, оценка позиции по риску всего сектора, а также поднадзорных учреждений является важнейшей частью надзорной деятельности FINMA. Подобные действия позволяют характеризовать её надзорную направленность как ориентированную на будущее. Мониторинг рисков создаст дополнительную прозрачность выполнения FINMA своих уставных обязанностей как для поднадзорных учреждений, так и для широкой общественности. Ранее мониторинг использовался только внутри организации в качестве инструмента оценки рисков; здесь и далее он будет использоваться на ежегодной основе.

FINMA обновляет свои руководящие принципы регулированияфинансовых рынков, 16 декабря 2019 года

FINMA скорректировала свои руководящие принципы регулирования финансовых рынков. Это обновление внутренних руководящих принципов было проведено после соответствующих консультаций с заинтересованными сторонами (федеральными органами власти, представителями научной сферы, финансовым сектором) и согласовано с федеральным финансовым ведомством. Руководящие принципы подчёркивают то, какими способами FINMA обеспечивает прозрачный и эффективный процесс регулирования. Они отражают новое постановление к Закону о надзоре за финансовыми рынками (FINMASA).

FINMA назначаетнезависимого аудитора для проведения анализа деятельности Credit Suisse, 20 декабря 2019 года

FINMA назначает независимого аудитора для анализа деятельности Credit Suisse в рамках деятельности по наблюдению. Таким образом, развивая свою текущую работу по анализу деятельности, FINMA сосредоточится на актуальных вопросах корпоративного управления.

Деятельность по наблюдению, проводимая Credit Suisse, поднимает различные вопросы, связанные с выполнением требований. Проводимый FINMA анализ деятельности по этому вопросу теперь будет расширен с помощью привлечения независимого аудитора. Эта помощь необходима для разъяснения соответствующих вопросов корпоративного управления, особенно в связи с деятельностью по наблюдению, обработкой информации в этом контексте и использованием электронных видов коммуникации.

FINMA предоставит дополнительную информацию после завершения анализа. В дальнейшем она не намерена предоставлять информацию по проводимому анализу или дату, когда он может быть завершён. Как правило, анализ такого рода может занять несколько месяцев.

Другие новости

Регуляторный дайджест за январь 2020 года

С 1 января 2020 года вступили в силу новые ограничения предельной задолженности граждан по кредитам (займам), взятым на срок не более одного года: начисленные на такой кредит или заём проценты, неустойка (штрафы, пени), иные меры ответственности, а также платежи за услуги, оказываемые кредитором заёмщику за отдельную плату, не могут превышать сам долг более чем в 1,5 раза.

5 мая, 2020