Регуляторный дайджест за январь 2020 года


Центральный Банк Российской Федерации

Вступают в силу новые ограничения по кредитам и займам, 3 января 2020 года

С 1 января 2020 года вступили в силу новые ограничения предельной задолженности граждан по кредитам (займам), взятым на срок не более одного года: начисленные на такой кредит или заём проценты, неустойка (штрафы, пени), иные меры ответственности, а также платежи за услуги, оказываемые кредитором заёмщику за отдельную плату, не могут превышать сам долг более чем в 1,5 раза. После достижения этого предела начисление процентов, других платежей, неустойки и иных мер ответственности должно быть прекращено.

Например, если человек взял взаймы 10 тыс. руб., то он отдаст не более 25 тыс. руб. (10 тыс. руб. — долг, 15 тыс. руб. — проценты, неустойка, иные платежи).

При этом продолжает сохраняться введённое 1 июля 2019 года предельное значение полной стоимости кредита (займа) и ограничение ежедневной процентной ставки — 1 % в день. В первую очередь такое ограничение актуально для так называемых займов «до зарплаты», выдаваемых микрофинансовыми организациями. С 1 июля 2019 года размер полной стоимости кредита по таким займам не превышает 365 %.

Новый этап ограничений предусмотрен изменениями в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», вступившими в силу 28 января 2019 года. Это результат последовательной политики Банка России по социализации микрофинансового рынка и совершенствованию механизма защиты прав потребителей финансовых услуг.

Банк России подготовил рекомендации по совершенствованию практики корпоративного управления для исполнительных органов финансовых организаций, 14 января 2020 года

Информационное письмо регулятора «О рекомендациях исполнительным органам финансовых организаций» дополняет серию рекомендаций по совершенствованию практики корпоративного управления, открытую документом от 28 февраля 2019.

Рекомендации посвящены ключевым аспектам деятельности исполнительных органов финансовых организаций. Они содержат вопросы, на которые руководству финансовых организаций целесообразно обращать внимание для более детального анализа и изучения требований нормативных правовых актов, внутренних документов финансовой организации.

При этом рекомендации не предлагают унифицированную модель поведения руководителей финансовых организаций, а содержат подходы, которые могут использоваться в зависимости от характера и масштаба деятельности, стратегических целей финансовой организации, профиля её рисков и иных факторов.

Банк России ожидает, что ознакомление с рекомендациями единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа и иных заинтересованных лиц, участвующих в корпоративном управлении финансовых организаций, а также использование рекомендаций финансовыми организациями в практике корпоративного управления позволят решить ряд важных задач:

v повысить качество корпоративного управления, улучшить понимание исполнительными органами финансовых организаций своей роли в системе корпоративного управления финансовой организации, а также важности знаний и навыков, требуемых для качественного руководства финансовой организацией;

v улучшить условия для формирования у исполнительных органов финансовых организаций как одного из основных элементов системы корпоративного управления добросовестного и разумного подхода к управлению финансовой организацией, применение которого будет способствовать укреплению надёжности финансовой организации, а также повышению стабильности финансового рынка.

Банк России утвердил новый порядок передачи имущества в оплату паёв ПИФов, 23 января 2020 года

В оплату паёв биржевых и закрытых паевых инвестиционных фондов (ПИФов) можно будет передавать любое имущество, предусмотренное их инвестиционной декларацией, если это разрешено правилами доверительного управления (ПДУ) ПИФом. Соответствующее указание Банка России зарегистрировано Минюстом и вступает в силу с 3 февраля 2020 года.

Изменения будут способствовать расширению инвестиционных возможностей управляющих компаний ПИФов и их клиентов. Ранее действовавший приказ ФСФР России допускал передачу в оплату паёв ПИФов только определённых видов имущества: художественных ценностей, долей в ООО, недвижимости, ценных бумаг, а также денежных требований по обеспеченным ипотекой обязательствам из кредитных договоров.

В соответствии с новым порядком процедура передачи конкретного вида имущества должна указываться в ПДУ ПИФом. При этом управляющая компания должна обеспечить переход имущества в собственность ПИФа (владельцев инвестиционных паев) к моменту его включения в состав фонда.

Банк России предлагает обсудить изменение подходов к определению и регулированию системно значимых банков, 23 января 2020 года

Системно значимые кредитные организации (СЗКО) в значительной степени определяют динамику всего банковского сектора, а потенциальная потеря финансовой устойчивости СЗКО сопряжена со значительными системными рисками. Поэтому задача регулятора — адекватно определить системную значимость и меру усиления регулятивных требований к СЗКО, чтобы снизить потенциальные риски для финансовой системы и издержки общества по их минимизации. В связи с этим Банк России представляет для публичного обсуждения консультативный доклад «Об определении системно значимых кредитных организаций и подходов к их регулированию».

Важно отметить, что отнесение банка к системно значимым не должно рассматриваться только лишь как преимущество. Скорее, системная значимость означает повышенную ответственность его собственников и менеджмента перед обществом и вызывает необходимость соблюдения такой кредитной организацией дополнительных регулятивных требований (в частности, поддержания более высокого уровня капитала за счёт надбавки) для минимизации системных рисков.

Одним из важных направлений совершенствования регулирования СЗКО в России, по мнению Банка России, в настоящее время является установление дифференцированных требований по надбавке за системную значимость в зависимости от размера банка и его влияния на финансовую систему. Для обсуждения предлагается вариант с выделением пяти групп СЗКО с уровнями надбавок от 1 до 3,5 % (последняя группа с коэффициентом 3,5 % предполагается «пустой» и призвана ограничить СЗКО от чрезмерного увеличения масштабов своей деятельности и роста системных рисков).

Другое планируемое изменение — установление в соответствии с требованиями стандарта Базельского комитета по банковскому надзору «Supervisory framework for measuring and controlling large exposures» (апрель 2014 года) нового норматива концентрации кредитного риска (отношение величины совокупных кредитных требований к контрагенту/группе связанных контрагентов, не взвешенных по уровню риска, к величине основного капитала) не выше 25 % основного капитала СЗКО на консолидированной основе.

Помимо снижения системных рисков, эти регулятивные изменения также будут способствовать выравниванию конкурентного поля в банковском секторе.

Кроме того, Банк России рассматривает вопрос о предъявлении СЗКО требования об обязательном применении ими для оценки кредитного риска подходов, основанных на внутренних рейтингах (ПВР), в целях расчёта нормативов достаточности капитала. На реализацию указанного требования предполагается предоставить банкам 5 лет.

Что касается принципов определения СЗКО, закреплённых в российском регулировании, то они в целом соответствуют международным подходам, однако требуют некоторой корректировки с учётом изменения внешних условий функционирования банковского сектора Российской Федерации и, как следствие, снижения объёма международных операций. Планируемые изменения этих подходов также представлены в консультативном докладе.

Банк России одобрил более 100 инициатив рынка по оптимизации регуляторной нагрузки, 31 января 2020 года

Подведены первые итоги деятельности Рабочей группы Банка России по оптимизации регуляторной нагрузки на участников финансового рынка, которая была создана в августе 2019 года. Её работа направлена на актуализацию нормативной базы по вопросам, относящимся к компетенции мегарегулятора.

За три месяца от участников финансового рынка поступило свыше 600 инициатив, большая часть которых уже прошла рассмотрение рабочими подгруппами. Всего действует 14 подгрупп, в состав которых входит 252 участника: 158 представителей участников рынка и 94 — Банка России.

Большинство принятых решений касается вопросов допуска финансовых организаций на рынок (28 инициатив) и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (21 инициатива). Одобрены предложения, направленные на совершенствование процедуры формирования отчётности банками и некредитными финансовыми организациями, а также на упрощение раскрытия информации эмитентами.

Часть принятых предложений нацелена на снижение регуляторной нагрузки в банковской деятельности, работе страховых и микрофинансовых организаций, а также в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Банк России продолжит публиковать информацию о принятых решениях по актуализации нормативного регулирования.

 
Совет Федеральной резервной системы

Агентства предлагают внести изменения в правило Волкера об ограничениях «регулируемых фондов», 30 января 2020 года

Пять федеральных финансовых регуляторных органов пригласили общественность высказать свои замечания по поводу предложения о внесении изменений в нормативные акты, внедряющие общий запрет правила Волкера для банковских организаций, инвестирующих или спонсирующих хедж-фонды или фонды прямых инвестиций, известные как «регулируемые фонды».

С тех пор как в 2013 году были утверждены нормативные акты, внедряющие правило Волкера, это правило создало неопределённость в отношении соблюдения требований и установило ограничения на некоторые банковские услуги и виды деятельности, которые правило Волкера не должно было ограничивать. Чтобы решить созданные проблемы, регуляторные органы упростили требования к ограничениям на торговлю ценными бумагами за счёт собственных средств (проп-трейдинг) в ноябре 2019 года. Настоящее предложение изменит ограничения для банковских организаций, инвестирующих, спонсирующих или имеющих определённые договорённости с регулируемыми фондами.

В частности, совместное предложение органов позволит усовершенствовать и упорядочить ту часть правила, которая касается регулируемых фондов, уделить особое внимание режимам некоторых иностранных фондов и разрешить банковским организациям предлагать финансовые услуги и заниматься другими допустимыми видами деятельности, которые не вызывают вопросов, для решения которых и было задействовано правило Волкера.

Изменения были совместно разработаны Советом Федеральной резервной системы, Комиссией по фьючерсной торговле товарами, Федеральной корпорацией по страхованию вкладов, Службой финансового контроля и Комиссией по ценным бумагам и биржевой деятельности.

Обзор общего национального кредита показал, что риск остаётся повышенным в кредитах с низким или отсутствующим рейтингом, 31 января 2020 года

Федеральные органы банковского регулирования обнаружили, что доля и объём кредитных обязательств с самыми низкими надзорными рейтингами незначительно выросли в период с 2018 по 2019 год, исходя из данных обзора программы «Общий национальный кредит (SNC)». Общие обязательства с низкими рейтингами остаются повышенными по сравнению с минимумами, достигнутыми в предыдущие периоды высоких экономических показателей.

Отчёт, который был опубликован Советом Федеральной резервной системы, Федеральной корпорацией страхования депозитов и Службой финансового контроля, отражает данные обзоров, главным образом охватывающие кредиты SNC, выданные 30 июня 2019 года или ранее. В отчёте предполагается, что кредитный риск, связанный с кредитованием с привлечением заёмных средств, остаётся повышенным. Кредиторы имеют меньше средств защиты прав, кроме того, риски повысились в кредитах с низким или отсутствующим рейтингом в течение текущего длительного периода экономического роста с момента последней рецессии. Большинство банков утвердили процедуру управления кредитными рисками для мониторинга и контроля этого развивающегося риска. Однако некоторые из этих мер контроля не были опробованы в условиях экономического спада. Регуляторные органы требуют от банков предусмотреть наличие процессов управления рисками, которые могут выявлять и адаптировать их к изменяющимся рыночным условиям.

В 2019 году портфель SNC включал 5474 заёмщика, что составляет 4,8 трлн по сравнению с 4,4 трлн в 2018 году. Наибольший объём обязательств SNC был у американских банков, что составляло 44,4 % портфеля, за ними следовали иностранные банковские организации и другие инвестиционные структуры, такие как секьюритизационные пулы, хедж-фонды, страховые компании и пенсионные фонды. Общий объём обязательств увеличился на 396 млрд или 8,9 % в период, длящийся с третьего квартала 2018 года по третий квартал 2019 года. В основном рост был сосредоточен в эквивалентных сделках инвестиционного класса. Количество заёмщиков и учреждений незначительно увеличилось в 2019 году после значительного снижения в 2018 году, связанного с увеличением минимального порога обязательств до100 млн, который вступил в силу 1 января 2018 года.

Кредитные обязательства были проанализированы и распределены на четыре категории по степени серьёзности их риска, от менее серьёзных до более серьёзных: требующие контроля, нестандартные, сомнительные или убыточные. Последние три из них известны как «засекреченные». В целом уровень кредитов с рейтингом ниже «проходного» в процентном отношении к общему портфелю SNC вырос с 6,7 % до 6,9 %. Выявленные банком обязательства по кредитам с низким или отсутствующим рейтингом составляют 49 процентов от общего объёма обязательств SNC. Кредитование с привлечением заёмных средств является основным в общем рейтинге рисков, требующих контроля, и засекреченных рисков. Наибольшая доля обязательств, требующих контроля, и засекреченных обязательств приходится на инвесторов за пределами банковской отрасли, за ними следуют американские банки и иностранные банковские организации.

Агентства проводят обзоры SNC в первом и третьем календарных кварталах, причём на некоторые банки приходятся два обзора, а на другие — один обзор каждый год. Ежегодно федеральные органы выпускают сводное заявление, которое включает в себя совместные выводы за предыдущие 12 месяцев. Эта практика представляет собой полный обзор всего портфеля SNC, который можно сравнить с отчётами за предыдущие годы. Следующий отчёт будет опубликован после анализа SNC в третьем квартале 2020 года.


Управление Пруденциального Регулирования

Solvency II: Передача рисков долголетия — ожидания от упрощения процедуры предварительного уведомления, 9 января 2020 года

Обзор

Это программное заявление (ПЗ) Управления Пруденциального Регулирования (PRA) содержит обратную связь на отклики, полученные на консультационный документ (КД) 3/19 «Solvency II: Передача риска долголетия — ожидания от упрощения процедуры предварительного уведомления» (см. стр. 2 из 2). Оно также включает в себя окончательную версию политики PRA, представленную в обновлённой версии надзорного отчёта (НО) 18/16 «Solvency II: Передача риска долголетия» (см. Приложение).

Это ПЗ касается британских фирм, подпадающих под действие директивы Solvency II, а также страховой компании Ллойд.

Краткое изложение полученных откликов

PRA получило один отклик на КД. Ответчик приветствовал результирующие предложения и намерения, изложенные в настоящем КД. В тексте отклика были выделены разделы, в которых предложенная форма отчётности может остаться неясной. Кроме этого, была выражена оговорка относительно базисного риска, на который был сделан конкретный дополнительный акцент. Более подробная информация об этом отклике, а также об отзывах, полученных PRA, и его окончательных решениях приводится в Главе 2. 

Изменения в проекте политики

После рассмотрения отклика PRA было принято решение внести два уточнения в проект политики:

v изменить заголовки, используемые в форме отчётности, внеся большую ясность в отношении того, как фирмы должны заполнять их, включая пояснительные сноски;

v изменить формулировки, объясняющие, как фирмы должны включать базисный риск в свои оценки рисков при передаче рисков долголетия.

Механизм компенсации финансовых услуг — лимит налогового сбора на управленческие расходы 2020/21, 15 января 2020 года

Обзор

В настоящем консультационном документе (КД) PRA и Управление по финансовому регулированию и финансовому надзору (FCA) изложили предложения в отношении лимита налогового сбора на управленческие расходы для механизма компенсации финансовых услуг (FSCS) на 2020/21 год. Этот КД подкрепляется публикацией плана и бюджета FSCS на 2020/21 год.

Этот КД касается всех фирм, уполномоченных PRA и FCA, но не содержит никаких материалов, имеющих прямое отношение к потребителям розничных финансовых услуг или группам потребителей, на основе которых им было бы необходимо действовать. Поскольку издержки могут передаваться потребителям в виде более высоких цен, потребители могут косвенно способствовать части налоговых сборов FSCS. Однако эффективный и адекватно финансируемый механизм компенсации представляется выгодным для всех потребителям.

Резюме предложения

Предлагаемый лимит налогового сбора на управленческие расходы составляет 83,2 млн фунтов стерлингов на период 2020/21, состоящий из бюджета управленческих расходов в размере 78,2 млн фунтов стерлингов и не облагаемого налогом резерва непредвиденных расходов в размере 5 млн фунтов стерлингов. Предлагаемый лимит будет применяться с 1 апреля 2020 года, начала финансового года FSCS, до 31 марта 2021 года.

Капитал в рамках Pillar 2: Обновление методологии, 23 января 2020 года

Обзор

Настоящее программное заявление (ПЗ) PRA содержит обратную связь на отклики, полученные на консультационный документ (КД) 5/19 «Капитал в рамках Pillar 2: Обновление методологии» (см. стр. 2 из 2). ПЗ включает в себя окончательные поправки к методологии Pillar 2 и обновлённую информацию к программному заявлению (ПЗ) и надзорным отчётам (НО):  

v ПЗ «Методологии PRA для установления капитала в рамках Pillar 2», (Приложение 1);

v НО 31/15 «Внутренние процедуры оценки общей достаточности капитала (ICAAP) и процесс оценки и проверки в порядке надзора (SREP)», (Приложение 2);

v НО 6/14 «Внедрение директивы о требованиях к капиталу IV: Буферы капитала», (Приложение 3).

Это ПЗ является действительным для банков, санкционированных PRA, строительных сберегательных касс и инвестиционных фирм, выбранных PRA. Оно не касается кредитных союзов, страховых и перестраховочных компаний.

PRA получила пять откликов на КД 5/19. Респонденты запросили дополнительные разъяснения относительно установления буфера PRA для пороговой ставки доходности в условиях стресса, взаимодействий с буфером и удобства его использования.

Изменения в проекте политики

После рассмотрения замечаний респондентов PRA внесло несколько незначительных изменений в свои предложения. PRA обновило ПЗ с тем, чтобы уточнить, что:

v Как правило, PRA предполагает использовать оценку воздействия финансового рычага (левериджа) в качестве единого количественного показателя для операционного риска и риска процентной ставки в основном кредитном портфеле банка (IRRBB), поскольку PRA считает её наиболее надёжным и репрезентативным показателем. Это разъяснено в Таблице E «Количественные показатели в рамках Pillar 2А»;

v при определении буфера PRA будут учтены другие факторы, кроме пороговой ставки доходности фирмы. В их число входят, но не ограничиваются ими: показатель левериджа фирмы; показатели достаточности капитала первого порядка и суммарного капитала; риски, связанные с двойным левериджом, а также та степень, в которой потенциально значимые риски не учитываются в рамках стресс-тестирования. Это изложено в пункте 9.44;

v информация о назначении буфера PRA и его взаимодействии с комбинированными буферами изложена в пунктах 9.1 и 9.28–9.31;

v в целом PRA придерживается подхода, предусматривающего использование взвешенных по риску активов (RWA) на начальном этапе периода стресса, а также того факта, что этот показатель может быть скорректирован с учётом изменений в балансе — это изложено в пункте 9.32; 

v пример, иллюстрирующий процесс расчёта буфера PRA, является стилизованным примером и не является всеохватывающим сценарием, что изложено в пункте 9.32.

В дополнение к вышеуказанным изменениям PRA решило добавить ссылку на свою существующую политику в отношении управления финансовыми рисками, связанными с климатом. Об этом говорится в НО 31/15 в пункте 2.41. 

PRA не внесло никаких изменений в проект политики для НО 6/14.

Внесённые изменения объясняются в главе 2. PRA не считает эти изменения достаточно существенными, чтобы они могли оказать какое-либо дополнительное материальное воздействие на издержки или выгоды для фирм или обществ взаимного страхования, и поэтому не представило обновлённый анализ экономической эффективности.


Европейская служба банковского надзора

EBA запускает консультации по проекту нормативных технических стандартов, регулирующих неторговые позиции, подверженные валютному или товарному рискам в рамках методологии фундаментального пересмотра торгового портфеля (FRTB), 13 января 2020 года

Европейская служба банковского надзора (EBA) начала консультации по проекту нормативных технических стандартов (НТС), направленных на разъяснения того, как учреждения должны рассчитывать требования к собственным средствам для рыночного риска по своим неторговым позициям, которые подвержены валютному или товарному рискам в рамках стандартизированного подхода и метода внутренней модели FRTB. Консультация продлится до 10 апреля 2020 года.

Представленные в проекте стандарты устанавливают стоимость неторговых позиций, которая должна использоваться учреждениями при расчёте требований к собственным средствам для рыночного риска по этим позициям. В этом отношении стандарты требуют, чтобы учреждения использовали либо последнюю доступную учётную стоимость, либо последнюю доступную справедливую стоимость для позиций, подверженных валютному риску. Кроме того, учреждениям не требуется проводить ежедневную переоценку неторговых позиций, подверженных валютному риску. Однако они обязаны ежедневно отражать изменения валютного компонента. Для позиций, подверженных товарному риску, необходимо проводить ежедневную оценку справедливой стоимости.

Также проект стандартов устанавливает пруденциальный режим для расчёта требований к собственным средствам для рыночного риска немонетарных статей, учитываемых по исторической стоимости, которые могут обесцениться в связи с изменением валютного курса. В этой связи стандарты определяют конкретную методологию, которой должны придерживаться учреждения при превращении в капитал валютного риска, обусловленного этими статьями в рамках стандартизированного подхода. Помимо этого, учреждения должны моделировать непосредственно риск обесценения активов, обусловленный изменением соответствующего валютного курса в случае использования метода внутренней модели.

Наконец, стандарты устанавливают специальный режим расчёта фактических и гипотетических изменений, обусловленных наличием неторговых позиций, для проведения тестирования на исторических данных и реализации требований к определению прибылей и убытков. Это делается для того, чтобы решить проблему скачков стоимости портфеля, которые могут привести к многократному превышению порога при проведении тестирования на исторических данных, не связанному с изменениями компонента валютного риска в цене.

EBA консультирует по будущему общеевропейской методологии стресс-тестирования, 22 января 2020 года

EBA начала публичные консультации по возможным будущим изменениям общеевропейского стресс-тестирования. Этот представленный на обсуждение документ имеет своей целью изложить видение EBA по вопросам будущего общеевропейского стресс-тестирования и собрать комментарии и отзывы от различных пользователей. Это предложение рассматривает два компонента, принадлежащих надзорным органам и банкам: надзорную часть и банковскую часть соответственно. Консультация продлится до 30 апреля 2020 года.

 

«Методология, которую мы предлагаем сегодня, направлена на то, чтобы сделать общеевропейское стресс-тестирование более содержательным, гибким и экономически эффективным. Это первый раз, когда мы приступаем ко всестороннему обсуждению будущего общеевропейского стресс-тестирования, и мы заинтересованы в том, чтобы получить обратную связь от широкого круга заинтересованных сторон».

Хосе Мануэль Кампа, глава EBA

Основные характеристики новой методологии

С 2011 года общеевропейское стресс-тестирование способствовало повышению устойчивости банков после финансового кризиса, повысило прозрачность и сыграло важную роль в восстановлении доверия к банковскому сектору ЕС. Предлагаемая новая методология пытается уравновесить необходимость сохранения сопоставимости и принципа консерватизма, обеспечивая при этом большую гибкость для выявления нефакторных рисков банков.

Это предложение рассматривает два компонента, принадлежащих надзорным органам и банкам: надзорную часть и банковскую часть соответственно. Надзорный этап служит отправной точкой для надзорных решений и будет связан непосредственно с разработкой руководства в рамках Pillar 2 (P2G). С другой стороны, банковский этап даёт банкам возможность дать свою собственную оценку рисков при неблагоприятном сценарии развития событий.

Чтобы обеспечить определённый уровень сопоставимости, предполагается, что на обоих этапах будут использовать одни и те же общие сценарии и отправные точки для прогнозирования результатов стресс-тестирования.

Надзорный этап будет опираться на общую методологию ЕС в соответствии с принятым ограниченным восходящим подходом, но с имеющейся для компетентных органов возможностью корректировать или заменять оценки банков на основе нисходящих моделей или других инструментов бенчмаркинга.

Методология для банковского этапа будет менее регламентированной, чем сейчас, и даст банкам больше свободы действий при составлении своих прогнозов. На практике банки будут использовать ту же общую методологию, что и в рамках надзорного этапа, но при этом им будет позволено ослабить методологические ограничения так, чтобы они могли объяснить и раскрыть причины этих отклонений.

Стандарты раскрытия информации должны оставаться высокими. Для банковского этапа предлагаемое раскрытие информации должно быть таким же детализированным, каким оно является сегодня, и должно включать общий результат касательно истощения капитала, основных факторов риска и детальных данных о рисках. Что касается надзорного этапа, то степень подробности представляемой информации будет более ограничена в количественном отношении, но весьма актуальной с точки зрения принятия надзорных решений. В частности, в документе, представленном для обсуждения, рассматриваются три возможных варианта: (1) предоставление информации о P2G, (2) предоставление информации об областях применения P2G или (3) предоставление информации не о P2G, а об истощении базового капитала CET1 за вычетом любых надзорных корректировок, с тем чтобы результаты были информативными с точки зрения ожиданий надзорного характера в отношении распределения капитала.

Что касается планирования сценариев, то в документе, представленном для обсуждения, рассматривается целесообразность затрат в нескольких макроэкономических сценариях. Кроме того, запрашивается обратная связь о целесообразности внедрения исследовательских сценариев, которые были бы сосредоточены на потенциальных рисках с очень короткими сроками реализации (например, риск потери ликвидности) или рисках, проистекающих из долгосрочных изменений в деловой среде (экологической, социальной и политической) или в технологии.

EBA обновляет свои руководящие принципы по информированию о случаях мошенничества в рамках обновлённой директивы о платёжных услугах (PSD2), 22 января 2020 года

EBA опубликовала поправку к своим руководящим принципам 2018 года по информированию о случаях мошенничества в соответствии с PSD2. Эти изменения отражают некоторые последующие поправки к формам отчётности в соответствии с руководящими принципами, причиной чего стали разъяснения, предоставленные совсем недавно Европейской комиссией в отношении применения строгой аутентификации клиентов (SCA) к определённым видам операций.

В частности, поправки вводит два новых поля данных для предоставления отчётов по операциям, при проведении которых не применяется SCA по причинам, отличным от исключения для SCA, регулируемого в соответствии с Делегированным регламентом Комиссии ЕС 2018/389, с целью обеспечения последовательной и согласованной отчётности по таким операциями по всему ЕС и всей ЕЭЗ.

Кроме того, в руководящие принципы были внесены некоторые редакционные изменения для внесения большей ясности.

Для удобства сводная версия обновлённых руководящих принципов публикуется вместе с изменениями руководящих принципов.

EBA признала действительным решение комиссии об эквивалентности для Сербии и Южной Кореи, 23 января 2020 года

EBA признала действительным решение Комиссии ЕС рассматривать надзорную и нормативную методологию, применяемую к кредитным организациям в Сербии и Южной Корее, как эквивалентную той методологии, что применяется в самом Европейском Союзе. Решение комиссии последовало за оценкой эквивалентности пруденциальных надзорных и нормативных требований ЕС в странах, не входящих в ЕС. В своём заключении, опубликованном в ноябре 2018 года, EBA пришла к выводу, что надзорная и нормативная методология, применяемая к кредитным организациям в Сербии и Южной Корее, может рассматриваться как эквивалентная той, что применяется в ЕС.

В соответствии с регламентом о требованиях к капиталу (CRR) при чётко определённых условиях некоторые категории рисков для предприятий, расположенных в странах за пределами ЕС, могут пользоваться таким же преференциальным режимом, который применяется к рискам государств-членов ЕС в рамках требований к капиталу. Это означает возможность для кредитных организаций ЕС применить преференциальные весовые коэффициенты риска к соответствующим рискам организаций, расположенных в этих странах. В частности, такой преференциальный режим возможен только в том случае и в тот момент, когда Европейская комиссия принимает исполнительное решение, определяющее, что пруденциальные надзорные и нормативные требования страны по меньшей мере эквивалентны тем, которые применяются в ЕС.

С учётом вышесказанного и в рамках своего мандата по содействию согласованности надзорных действий Европейская комиссия обратилась к EBA с просьбой провести технические консультации по вопросам эквивалентности правовых и надзорных режимов в странах, не входящих в состав ЕС.

После этой оценки в ноябре 2018 года EBA представила комиссии своё заключение о том, что надзорная и нормативная методология, применяемая к кредитным учреждениям, что документально подтверждено внутренними законами и нормативными актами Сербии и Южной Кореи, может рассматриваться как эквивалентная той, что применяется в ЕС.

EBA опубликовала ежегодную оценку согласованности результатов внутренней модели, 31 января 2020 года

EBA опубликовала два отчёта о согласованности взвешенных по риску активов (RWAs) во всех учреждениях ЕС, уполномоченных использовать внутренние подходы для расчёта требований к капиталу. Отчёты включают информацию о кредитном риске для портфелей с высоким и низким уровнем дефолта (LDPs и HDPs), а также рыночный риск. Полученные результаты подтверждают, что в большинстве случаев изменчивость весовых коэффициентов риска может быть объяснена основными экономическими показателями. Эти мероприятия по бенчмаркингу являются наиболее существенным надзорным инструментом и инструментом согласованности надзорных действий, применяемым для устранения неуполномоченных несоответствий и восстановления доверия к внутренним моделям.

Мероприятия по оценке кредитного риска

В отчёте о кредитном риске рассматриваются различные факторы, приводящие к наблюдаемому разбросу в моделях банков. Результаты в целом соответствуют предыдущим мероприятиям, причём 50 % разницы в изменчивости объясняются простыми факторами риска («нисходящий анализ»), отклонением весовых коэффициентов рисков портфелей с низким уровнем дефолта ниже 10 процентных пунктов («общий анализ контрагентов») и оценками портфелей с высоким уровнем дефолтов, которые несколько занижены по сравнению с эмпирическими наблюдаемыми метриками («тестирование на исторических данных»).

Кроме того, в этом году EBA впервые провела процедуру сравнения портфелей с высоким уровнем дефолта с весовыми коэффициентами риска стандартизированного подхода (СП). Общая наблюдаемая изменчивость в рамках СП находится на том же уровне, что и наблюдаемая изменчивость при подходе на основе внутренних рейтингов (ПВР). В этой связи в рамках одного класса риска при ПВР изменчивость сопутствует эмпирической изменчивости риска (наблюдаемой с помощью доли случаев невыполненных обязательств). С другой стороны, следует отметить, что изменчивость весовых коэффициентов риска в рамках СП в меньшей степени связана с эмпирической изменчивостью риска.

Как и в предыдущие годы, количественный анализ дополняется качественным, чтобы лучше понять количественный параметр процедуры. В дополнение к анкете, заполненной руководителями, и опросам, проведённым в семи учреждениях, среди всех учреждений был проведён опрос с целью лучше оценить вариативность применяемых практик относительно рейтинговых шкал. В этом опросе подчёркивается вариативность применяемых практик по типу калибровки для оценки вероятности дефолта.

Мероприятия по оценке рыночного риска

В отчёте представлены результаты надзорного бенчмаркинга 2019 года и обобщены выводы, сделанные на основе процедуры оценки гипотетического портфеля (HPE), которая была проведена EBA в течение 2018/19 года.

Процедура 2019 года представляет собой первую процедуру с новым набором гипотетических инструментов и портфелей. Новый набор инструментов в основном состоит из базовых инструментов и является более обширным с точки зрения количества инструментов для моделирования по сравнению с тремя предыдущими процедурами бенчмаркинга. По сравнению с предыдущими упражнениями анализ 2019 года показывает существенное снижение дисперсии первоначальной рыночной оценки и некоторое снижение показателей риска — особенно для совокупных портфелей. Это улучшение было ожидаемым и оно, вероятно, связано с упрощением инструментов бенчмаркинга рыночных рисков. Оставшаяся дисперсия, вероятно, является результатом того, что банки впервые используют новые инструменты бенчмаркинга.

Основная же часть дисперсии была изучена и обоснована банками и компетентными органами. Незначительная часть резко выделяющихся значений наблюдений остаётся необъяснённой и, как ожидается, станет частью текущей надзорной деятельности.

Количественный анализ, сфера охвата которого расширена по сравнению с предыдущими процедурами, был также дополнен анкетой для компетентных органов. Несмотря на то, что в ходе анализа были выявлены большинство причин, а также были приняты меры для уменьшения нежелательной изменчивости гипотетических весовых коэффициентов риска, эффективность этих мер может быть оценена только при постоянном анализе.

EBA запускает общеевропейское стресс-тестирование 2020 года, 31 января 2020 года

EBA запустила общеевропейское стресс-тестирование 2020 года — пятое с момента его введения — и опубликовала макроэкономические сценарии. Неблагоприятный сценарий впервые следует за концепцией «более низкие ставки на более длительный срок», то есть рецессией в сочетании с низкими или отрицательными процентными ставками в течение длительного периода. К 2022 году реальный ВВП ЕС совокупно сократится на 4,3 %, что приведёт к самому жёсткому сценарию на сегодняшний день. EBA планирует опубликовать результаты процедуры тестирования до 31 июля 2020 года.

Основные характеристики процедуры тестирования

Стресс-тест предназначен для того, чтобы обеспечить надзорные органы, банки и других участников рынка общей аналитической методологией для последовательного сравнения и оценки устойчивости банков ЕС к экономическим потрясениям. В соответствии с двумя предыдущими процедурами тестирования в настоящие тесты не включён порог «пройден/не пройден», поскольку результаты этого тестирования станут частью процесса пересмотра в порядке надзора и оценки (SREP).

Методология стресс-тестирования EBA на 2020 год была опубликована в ноябре 2019 года [1] и будет применена к сценариям, опубликованным на настоящий день.

Основные элементы сценариев

Базовый сценарий для стран ЕС основан на прогнозах национальных центральных банков от декабря 2019 года [2], в то время как неблагоприятный сценарий предполагает возникновение основных рисков финансовой стабильности, которые были определены Европейским советом по системным рискам (ESRB) и которым подвержен банковский сектор ЕС. Неблагоприятный сценарий также отражает недавние оценки рисков, сделанные EBA.

Концепция включает в себя неблагоприятный сценарий, связанный с длительным периодом исторически низких процентных ставок в сочетании с ухудшением показателей доверия, что привело к значительному ослаблению экономического роста в странах ЕС. Это усугубляется торговой напряжённостью на глобальном уровне. Замедление роста экономики и/или повышение премий за риск могут подвергнуть критической оценке приемлемый уровень долга в государственном и частном секторах по всему ЕС.

Возможное продление условий негативного роста и низких процентных ставок может ещё сильнее осложнить поиск инвесторами пластического поведения, что приведёт к неправильной оценке рисков и несбалансированность цен активов, что может быть исправлено по мере изменения настроений рынка и/или возникновения рисков.

Неблагоприятный сценарий разработан таким образом, чтобы обеспечить адекватный уровень продуманности сценария для всех стран ЕС. К 2022 году реальный ВВП ЕС в совокупности снизится на 4,3 %, уровень безработицы вырастет на 3,5 %, цены на акции на мировых финансовых рынках упадут на 25 % в странах с развитой экономикой и на 40 % в странах с формирующейся экономикой, цены на жилую недвижимость снизятся на 16 %, а цены на коммерческую недвижимость снизятся на 20 %.

Подробную информацию касательно неблагоприятного сценария можно найти в примечании, подготовленном Европейским советом по системным рискам (ESRB).

Ход работы

Неблагоприятный макроэкономический сценарий был разработан ESRB и Европейским центральным банком (ECB) в тесном сотрудничестве с EBA, компетентными органами и национальными центральными банками.

EBA, которая отвечает за координацию всей процедуры, разработала общую методологию и будет выступать в качестве концентратора информации, способствующего результирующему распространению результатов в соответствии со своим обязательством повысить прозрачность банковского сектора ЕС. Компетентные органы будут отвечать за качество результатов и принятие решений о любых необходимых мерах надзорного реагирования в рамках SREP. 


Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками 

FINMA вводит санкции за крупные операции с ценными бумагами на основе внутренней информации, 24 января 2020 года

Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками (FINMA) завершила исполнительное производство в отношении бывшего генерального директора швейцарского банка, связанного с операциями с ценными бумагами на основе внутренней информации и другими нарушениями надзорного законодательства. FINMA распорядилась конфисковать у лица, о котором идёт речь, около 730 000 швейцарских франков незаконно полученной прибыли и наложила долгосрочные запреты на его назначение на руководящие должности и торговлю ценными бумагами.

FINMA провела разбирательство против бывшего генерального директора швейцарского банка. Во время своего пребывания на посту члена правления или генерального директора он проводил операции через депозитные счета, открытые на имя его жены в других банках, и тем самым нарушал внутренние постановления банка. FINMA провела расследование и обнаружила доказательства проведения операций с ценными бумагами на основе внутренней информации и других нарушений надзорного законодательства. На основании исполнительного производства, возбуждённого впоследствии, был сделан вывод о том, что лицо, о котором идёт речь, неоднократно и систематически нарушало надзорное законодательство.

Бывший топ-менеджер неоднократно проводил операции с ценными бумагами на основе внутренней информации

В ходе разбирательства FINMA обнаружила, что бывший генеральный директор использовал внутреннюю информацию, к которой он получил доступ в силу своей должности. Он также причастен к раскрытию секретной информации. Помимо проведения операций с ценными бумагами на основе внутренней информации заинтересованное лицо систематически нарушало внутренние постановления банка, а также директивы, признанные FINMA в качестве минимального стандарта в течение многих лет, будучи замешанным в другие виды частной коммерческой торговли. Таким образом, бывший руководитель банка и член правления совершил серьёзное нарушение надзорного законодательства.

FINMA конфисковала прибыль и наложила долгосрочные запреты на его назначение на руководящие должности и торговлю ценными бумагами.

Нелегальное использование внутренней информации и другие серьёзные нарушения надзорного законодательства позволили бывшему руководителю банка в течение нескольких лет получать прибыль через депозитные счета, открытые на имя его жены. Таким образом, FINMA конфисковала около 730 000 швейцарских франков незаконно полученной прибыли. Кроме того, FINMA ввела запрет, запрещающий назначать его на руководящие должности в течение четырёх лет и вести деятельность в качестве дилера по ценным бумагам в течение шести лет. Это решение всё ещё подлежит обжалованию.

Патрик Эйманн, глава отдела по обеспечению соблюдения законов, прокомментировал это следующим образом: «Банковские служащие, имеющие доступ к конфиденциальной информации, должны соблюдать надзорное законодательство. Это означает, что любой, кто имеет доступ к внутренней информации, не может торговать соответствующими акциями и не может раскрывать эту информацию. Операции с ценными бумагами на основе внутренней информации подрывают доверие к рынку, поэтому мы будем продолжать проводить тщательное расследование любых фактов нарушения надзорного законодательства».

Другие новости

Регуляторный дайджест за декабрь 2019 года

Банк России разработал концепцию новых требований к расчёту страховых резервов, которые формируются страховщиками для обеспечения предстоящих выплат.
Предложенная концепция основана на риск-ориентированном подходе Solvency II и позволяет более точно рассчитывать величину страховых обязательств и, соответственно, более правильно оценивать финансовую устойчивость страховщиков. Одновременно такой подход предъявляет более высокие требования к качеству актуарной компетенции в страховой компании.

10 февраля, 2020