

5 июля 2018 г. Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS) опубликовал документ «Глобальные системно значимые банки: пересмотренная методология оценки и повышенные требования к покрытию убытков». Когда методология G-SIB была впервые опубликована, комитетом было решено пересматривать её каждые три года, чтобы при необходимости вносить корректировки.
Комитет принял следующие коррективы относительно методологии G-SIB:
-
изменение определения межюрисдикционных показателей в соответствии с терминологией консолидированной статистики Банка международных расчетов (BIS);
- введение показателя объёма торгов и изменение весов в категории взаимозаменяемости;
- расширение сферы консолидации для страховых подразделений;
- пересмотр требований к раскрытию информации;
- предоставление дальнейших указаний по миграции уровня (bucket migration) G-SIB и связанных с этим расходов при переходе G-SIB к более низкому уровню;
- утверждение графика реализации данных доработок.
Исследование взаимодействия нормативных инструментов: результаты и анализ
19 июля 2018 г. BCBS опубликовал рабочий документ под названием «Исследование взаимодействия нормативных инструментов: результаты и анализ». Данный доклад призван обобщить и проанализировать результаты второго этапа исследования роли нескольких регуляторных ограничений в подходах «Базеля III», проведённого исследовательской целевой группой Базельского комитета (результаты первого этапа были опубликованы в феврале 2017 года). Некоторые обобщённые результаты приводятся в разбивке по банковским группам и географическому принципу. Для проведения дополнительного анализа (и проверки качества данных), ответы банков, полученные в рамках данного опроса, будут объединены с предоставленной банками информацией по другим вопросам, собранной на основе осуществления мониторинга в рамках «Базеля III».

EBA опубликовала окончательные рекомендации по укреплению методологииPillar 2
19 июля 2018 г. Европейская служба банковского надзора (EBA) в соответствии c планом развития Компонента 2 (Pillar 2) опубликовала свои итоговые пересмотренные руководящие принципы, направленные на дальнейшее улучшение управления рисками в финансовых организациях и согласованности надзорных действий в процессах обзора и оценки в области надзора (SREP). Руководящие принципы уделяют особое внимание стресс-тестированию, в частности, его использованию в установлении рекомендаций Pillar 2 относительно уровня капитала (P2G), а также процентного риска банковской книги (IRRBB). В целом, пересмотренные руководящие принципы включают: 1) поправки к руководящим принципам SREP; 2) поправки к руководящим принципам IRRBB; 3) окончательную доработку текста руководящих принципов стресс-тестирования.
1. Поправки к руководящим принципам SREP не изменяют общей структуры SREP и в основном направлены на повышение требований к надзорному стресс-тестированию и объяснение того, как результаты стресс-тестирования будут использованы в установлении P2G. Поправки содержат 1) рекомендации Pillar 2 по уровню капитала (P2G), 2) требования надзорных органов к стресс-тестированию, 3) разъяснение в отношении системы скоринга, 4) проверку соответствия со связанными стандартами и руководящими принципами EBA, в частности в области внутреннего управления и оценки общеинституционального контроля.
2. Пересмотренные руководящие принципы в отношении IRRBB отражают последние реформы Базельского комитета и поясняют требования внутреннего управления и надзорных тестов по выявлению выбросов на первом этапе европейской реализации обновленных Базельских стандартов.
3. Пересмотренные руководящие принципы по стресс-тестированию актуализируют руководящие принципы EBA 2010 года, отражая текущую отраслевую практику и включая план мероприятий по финансовому оздоровлению. Данные пересмотренные руководящие принципы дают подробные указания в части разработки и осуществления программы стресс-тестирования, а также описывают общую таксономию по стресс-тестированию.
EBA провела оценку рисков и возможностей от использования финансовых технологий и их влияния на бизнес-модели организаций
EBA опубликовала 1) тематический доклад о влиянии финансовых технологий на бизнес-модели действующих кредитных организаций и 2) тематический доклад о пруденциальных рисках и возможностях, связанных с использованием финансовых технологий. В первом докладе изложены пять факторов, которые могут существенно повлиять на бизнес-модели текущих игроков рынка с точки зрения устойчивости: 1) стратегии цифровизации/инноваций, направленные на соответствие условиям быстро меняющейся среды; 2) проблемы, возникающие от унаследованных систем ICT; 3) операционные требования для осуществления необходимых изменений; 4) опасения по поводу удержания и привлечения персонала, 5) растущий риск конкуренции со стороны аналогичных компаний и других организаций. Второй доклад рассматривает семь сценариев использования (use cases), в которых новые технологии применяются или рассматривается возможность их применения в существующих финансовых процессах, процедурах и услугах. В докладе даётся оценка потенциальных пруденциальных рисков и возможностей, которые могут возникнуть в каждом сценарии использования, в том числе в биометрической аутентификации с помощью распознавания отпечатков пальцев, использовании робо-консультантов для консультирования по вопросам инвестирования, использовании больших данных и машинного обучения для кредитного скоринга и т. д.
Другие публикации EBA
В июле 2018 г. EBA также опубликовала:- Обновлённый доклад о контроле за нормативами достаточности основного (CET1) и дополнительного (AT1) капитала.
- Окончательные руководящие принципы по информированию о случаях мошенничества в рамках пересмотренной директивы о платёжных услугах (PSD2).
- Окончательный проект регламентирующих технических стандартов (RTS) об удержании риска для сделок секьюритизации, определяющих требования для инициаторов, спонсоров и первоначальных кредиторов, связанных с удержанием риска, как изложено в новых правилах секьюритизации ЕС. Данные стандарты заменят текущий делегированный регламент комиссии.
- Окончательный проект RTS, устанавливающий условия, при соблюдении которых секьюритизация считается однородной. Однородность — одно из важнейших условий для признания сделки простой, прозрачной и стандартизированной (simple, transparent and standardised, STS) и возможности использования более чувствительных весовых коэффициентов риска в рамках новой методологии секьюритизации ЕС. Однородность также является ключевым элементом для инвесторов при оценивании лежащих в основе рисков и проведении комплексной финансово-юридической экспертизы компании.
- Окончательный проект RTS, определяющий методологию для сотрудничества и обмена информацией между компетентными органами в рамках пересмотренной директивы о платежных услугах (PSD2).
- Обновление руководящих принципов по обращению с жалобами в рамках пересмотренной директивы об ипотечном кредитовании (MCD) и PSD2.

Банк России проинформировал о вступлении в силу с 22.07.2018 Указания Банка России от 05.06.2018 № 4813-У, устанавливающего для системно значимых кредитных организаций порядок раскрытия информации о расчете норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования — НЧСФ) в соответствии с Положением № 596-П «Базель III».
Принимая во внимание рекомендацию Базельского комитета по банковскому надзору, Банк России рекомендует системно значимым кредитным организациям раскрыть информацию о расчете НЧСФ за первое полугодие 2018 года в составе информации о рисках в соответствии с Указанием № 4482-У с учетом изменений, внесенных Указанием № 4813-У.

26 июля 2018 г. Совет ФРС США начал выпуск бюллетеня по надзору за соблюдением прав потребителей — периодического издания, которое будет предоставлять банкирам и прочим заинтересованным в защите прав потребителей лицам обобщённую информацию о соответствующих надзорных вопросах.
Первый выпуск бюллетеня посвящён незаконной дискриминационной практике, известной как «красная черта», а также дискриминационному определению цены кредита и андеррайтингу. В этом выпуске также обсуждаются недобросовестные действия и практики, включая овердрафты, искажение информации кредитным специалистом, а также продукты и услуги, предлагаемые студентам. В довершение ко всему, в бюллетене кратко освещаются последние изменения в законодательстве и регуляторной политике.
Опубликована общедоступная часть планов по урегулированию обязательств банков Barclays, Credit Suisse, Deutsche Bank и UBS
9 июля 2018 г. Совет Федеральной резервной системы и Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) выпустили общедоступную часть планов по урегулированию обязательств четырёх иностранных банковских организаций, которые должны были представить свои планы до 1 июля 2018 г. Данные планы предоставляются в рамках Dodd—Frank Act и описывают стратегию компании по оперативному и надлежащему исполнению своих обязательств в случае серьезных финансовых трудностей или банкротства. Общедоступные части планов размещены на сайтах FDIC и Совета ФРС. Далее уполномоченные агенства проведут экспертизу предоставленных планов (как конфиденциальной, так и общедоступной частей).
В то же время ФРС и FDIC продлили срок подачи планов по урегулированию обязательств для 14 других американских компаний на один год — до 31 декабря 2019 г. Этими организациями являются: Ally Financial Inc., American Express Company, BB&T Corporation, Capital One Financial Corporation, Citizens Financial Group, Fifth Third Bancorp, Huntington Bancshares Incorporated, KeyCorp, M&T Bank Corporation, Northern Trust Corporation, Regions Financial Corporation, SunTrust Banks, Inc., The PNC Financial Services Group, Inc. и U.S. Bancorp.
ФРС конкретизирует некоторые положения относительно EGRRCPA
1. 6 июля 2018 г. федеральные агенства по регулированию банковской деятельности США опубликовали доклад с подробным описанием правил и соответствующих требований к отчётности, на которые оказало непосредственное влияние принятие Закона об экономическом росте, помощи со стороны органов надзора и защите прав потребителей (EGRRCPA).
Эти изменения затрагивают программу стресс-тестирования, планы по урегулированию обязательств, правило Волкера, риски высокой волатильности на рынке коммерческой недвижимости, периоды экспертизы и др.
Заявление Совета ФРС, Федеральной корпорации по страхованию депозитов и Управления контролёра денежного обращения описывает временные позиции, которые будут приняты регулирующими агенствами до внесения изменений в их нормативные акты.
2. В соответствии с недавно принятым EGRRCPA, Совет ФРС разместил заявление о том, что преимущественно более мелкие, менее сложные банковские организации больше не подпадают под действие определенных положений Совета, в том числе положений о стресс-тестировании и ликвидности.
После вступления в силу EGRRCPA размер общих консолидированных активов, в соответствии с которым банковские холдинговые компании подпадают под действие расширенных стандартов Додда-Франка, был увеличен с 50 до 100 млрд долларов. Это изменение не требует от Совета немедленных корректив, однако оно затрагивает применение нескольких регуляторных норм. Как следствие, определённые регуляторные нормы не соответствуют новому закону. Как указано в заявлении Совета, он не будет принимать меры по обеспечению соблюдения норм и требований к отчетности для компаний с совокупными активами менее 100 млрд долларов; сюда относятся правила, реализующие расширенные пруденциальные стандарты, и требования к коэффициенту покрытия ликвидности. Совет продолжит осуществлять контроль за деятельностью этих компаний, чтобы обеспечить их безопасное и устойчивое функционирование.
В заявлении Совета также приводятся рекомендации по реализации Советом других изменений, вызванных принятием EGRRCPA, в том числе касающихся оценок рисков высокой волатильности на рынке коммерческой недвижимости. Совет будет придерживаться позиций, описанных в заявлении, до тех пор, пока изменения, связанные с принятием EGRRCPA, не будут включены в его регуляторные положения.

24 июля 2018 г. Банк Англии выпустил пресс-релиз «Временные разрешения и режимы признания». Правительство опубликовало проект законодательного инструмента, который с одобрения парламента обеспечит режим временного разрешения для компаний Европейской экономической зоны, работающих в Великобритании. Правительством был также предоставлен отдельный проект, который с одобрения парламента обеспечит режим временного признания небританских центральных контрагентов (CCPs).
Чувствительность к рискам и передача рисков в банковском регулировании
4 июля 2018 г. Банк Англии опубликовал документ о финансовой стабильности под названием «Чувствительность к рискам и передача рисков в банковском регулировании».
Реформы в рамках Базеля III уже остановили некоторые из наиболее опасных угроз стабильности финансовой системы, наблюдаемых во время финансового кризиса. Поскольку сейчас фокус внимания смещается в сторону реализации и оценки этих реформ, важно соблюдать баланс между устойчивостью и чувствительностью к рискам в методологии расчёта достаточности капитала. В данном документе авторы рассматривают историю чувствительности к рискам в нормативных требованиях в отношении капитала и пытаются определить, обязательно ли более высокая степень чувствительности к риску приводит к более точному его измерению. Анализ показывает необходимость создания устойчивой нормативной методологии с несколькими дополнительными стандартами, взаимодействующими и усиливающими друг друга, несмотря на некоторую сложность их использования.
Буферы системного риска и Pillar 2А в пороговых ставках стресс-тестов
12 июля 2018 г. Управление пруденциального регулирования (PRA) опубликовало документ «Systemic Risk Buffers and Pillar 2А in stress test hurdle rates». В «Ключевых элементах стресс-теста 2018 года», выпущенных в марте 2018 г., Банк Англии отметил свое намерение внести четыре изменения в методы расчёта пороговых ставок в ежегодные программы стресс-тестирования. В данном заявлении детально описаны два из этих изменений.
Консультационные документы PRA
- В консультационном документе «Кредитный риск: определение дефолта», предлагается подход к реализации недавних нормативных документов Европейской службы банковского надзора (EBA), касающихся определения дефолта в Регламенте о требованиях к капиталу (CRR 575/2013). PRA предлагает обновить надзорные требования в положении 11/13 «Подходы, основанные на внутренних рейтингах (IRB-подходы)», чтобы реализовать нормативные документы EBA, имеющие отношение к определению дефолта (см. Приложение 1). PRA также предлагает внести изменения в PRA Rulebook в части кредитных рисков и установить пороговые границы определения того, являются ли кредитные обязательства существенными для целей определения дефолта в соответствии с CRR (см. Приложение 2). Дискуссия заканчивается 29 октября 2018 г.
- В документе «Обязательная отчетность: специальный консультационный документ», PRA излагает предложения о внесении незначительных поправок в обязательную отчётность, а именно в глоссарий, документы отчётности, отчётность в рамках Pillar 2, а также PRA Rulebook. Обсуждение заканчивается 23 октября 2018 г.
- В консультационном документе «Коэффициент финансового левериджа Великобритании: применение методологии к системным обособленным органам и отражение буфера системного риска» PRA предлагает использовать методологию буфера системного риска (Systemic Risk Buffer) в стандартах коэффициента финансового левериджа. Дискуссия заканчивается 25 сентября 2018 г.

FINMA издает руководства о дальнейшей реализации Базеля III в Швейцарии
16 июля 2018 г. в Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками (FINMA) опубликовала пересмотренные стандарты касательно рисков изменения процентных ставок, раскрытия информации, требований к капиталу. FINMA приняла последовательно пропорциональный подход: обновлённые Базельские стандарты были реализованы по-разному. Данные руководства вступают в силу с 1 января 2019 г.
- Риск изменения процентных ставок (циркуляр 2019/2 «Риск изменения процентных ставок — банки»)
- Раскрытие информации (циркуляр 2016/1 «Раскрытие информации – банки»)
- Другие циркуляры
FINMA запускает режим для малых банков и определяет новое направление аудита
FINMA определила новый режим для малых банков и приступила к осуществлению экспериментального этапа. Участвующие организации должны иметь высокие уровни капитала и ликвидности. В ответ они будут подпадать под значительно менее сложный режим регулирования. FINMA также усовершенствовала риск-ориентированную направленность регуляторных проверок, проводимых аудиторскими компаниями, и пересмотрела соответствующие циркуляры с целью упрощения регулирования и надзора небольших беспроблемных организаций.