Регуляторный дайджест за сентябрь 2018 года

BIS.jpg
Итоги сентябрьского заседания Базельского Комитета

20-21 сентября состоялось собрание Базельского комитета по банковскому надзору по вопросам банковского регулирования, а также подведения итогов реализации посткризисных реформ.

В ходе обсуждения были рассмотрены следующие вопросы:

  • результаты ежегодной оценки глобальных системно значимых банков G-SIBs. Результаты были одобрены Комитетом и будут представлены в Совет по финансовой стабильности до публикации списка G-SIBs 2018 года. Комитет также одобрил публикацию значений высокоуровневых индикаторов для всех банков, включенных в процесс G-SIB оценки;

  • процесс пересмотра методологии рыночного риска, завершение изменений относительно которой ожидается к концу этого года;

  • комментарии от банков по вопросам нормативных изменений, включая потенциальные арбитражные операции. Комитет опубликует информационный бюллетень о принимаемых банками «мерах прикрытия» («window-dressing behaviour») относительно показателя левериджа, когда банки корректируют свои балансы в течение отчетных дат таким образом, чтобы повлиять на итоговое значение показателя левериджа. Комитет будет пересматривать Pillar 1 (минимальные требования к капиталу) и Pillar 3 (требования к отчетности) с целью предотвращения такого поведения. Комитет также конкретизирует определение "settled-to-market" деривативов в соответствии с действующими нормами ликвидности. Ответы на часто задаваемые вопросы по этой теме опубликованы Комитетом на странице;

  • результаты оценки влияния показателя левериджа на клиентскую клиринговую деятельность. Обсуждался совместный документ о последствиях посткризисных реформ в отношении централизованных внебиржевых (OTC) деривативов в соответствии с соглашениями G20 по реформированию OTC рынков. В октябре Комитет откроет обсуждение для заинтересованных сторон с целью оценки необходимости пересмотра меры риска.

Помимо перечисленного Комитет также одобрил публикацию в октябре пересмотренного варианта принципов стресс-тестирования в соответствии с консультационным документом, опубликованным в декабре 2017 года.

В рамках встречи произошел обмен мнениями о возникающих конъюнктурных и структурных рисках. Часть этого обсуждения была сосредоточена на банковских крипто-активах и связанных с ними рисках. Дальнейшая деятельность в этом направлении будет продолжена и соответствующие результаты работы по крипто-рискам банков будут представлены позднее.

Следующее заседание Базельского комитета запланировано на 26-27 ноября 2018 года в Абу-Даби.

Базельский комитет высоко оценил выполнение Саудовской Аравией регламента NSFR и методологии LEX

Базельский комитет по банковскому надзору опубликовал два отчета, в которых оценивается реализация методологии расчета коэффициента чистого стабильного фондирования (Net Stable Funding Ratio, NSFR) и крупной суммы под риском (large exposures, LEX) в Саудовской Аравии.

В целом, регламенты NSFR  и методология LEX в Саудовской Аравии признаны «совместимыми» со стандартами Базеля. Оценка получила наивысший ранг из четырех возможных. Отчеты являются частью Программы оценки согласованности в рамках комитета RCAP,  а также серии докладов о реализации Базельским комитетом стандартов Базельской конвенции.

Базельский комитет планирует завершить обзор осуществления NSFR и методологии LEX для всех стран-участниц к сентябрю 2020 года. График оценок доступен на сайте.

рис 2.gif
EBA запускает программу транспарентности в ЕС

Европейская служба банковского надзора (EBA) запустила пятую ежегодную программу транспарентности в масштабах ЕС. В декабре 2018 года вместе с Докладом об оценке рисков (RAR) EBA опубликует данные примерно по 130 банкам ЕС. Данные будут сформированы на основе полугодовой финансовой банковской отчетности с 2011 года. Раскрытие этих данных предоставляет широкой общественности единый инструмент для доступа к данным о банковской системе ЕС и является инструментом EBA по мониторингу рисков.

Данные за декабрь 2017 года и июнь 2018 года будут охватывать информацию о капитале, коэффициенте левериджа, сумме рисков, прибыли и убытках, рыночном риске, секьюритизации, кредитном риске, суверенном риске, рисках просрочки и предоставления льготного обслуживания. Представленная информация будет в основном соответствовать предыдущим программам, однако введение IFRS 9 потребовало пересмотра шаблонов на основе FINREP. Кроме того, данные по суверенным рискам будут дополнены информацией и согласованы с новыми формами надзорной отчетности.

Планы финансирования банков ЕС сигнализируют об увеличении спроса к депозитам клиентов и рыночному финансированию

EBA опубликовала два отчета о планах финансирования банков ЕС и обременении активов соответственно. 159 банков представили свои планы по финансированию в течение прогнозируемого периода в 3 года (с 2018 по 2020 год). Согласно планам совокупные активы по прогнозам вырастут в среднем на 6,2% к 2020 году. Основными факторами роста активов станут кредиты для домашних хозяйств и нефинансовых организаций.

В течение прогнозируемого периода банки ожидают увеличения клиентских депозитов и долгосрочного долгового финансирования. В то же время ожидается, что краткосрочное и репо-финансирование снизятся. Прогнозируемые данные показывают концентрацию выпусков долговых ценных бумаг в 2019 и 2020 годах. Скорее всего, это обусловлено объединением сроков погашения средств центрального банка и приближающейся датой актуализации требований для G-SIB банков по полному поглощению потерь (TLAC), а также прогрессом в реализации минимальных требований к приемлемым обязательствам (MREL).

EBA выпустил пересмотренный список правил валидации

10 сентября EBA опубликовала пересмотренный список правил валидации в рамках Технических стандартах реализации (Implementing Technical Standards, ITS) по надзорной отчетности. Подчеркиваются те правила, которые были деактивированы по причине некорректности либо из-за возникновения ИТ-проблем. Компетентные органы ЕС информируются о том, что данные, представленные в соответствии с этими ITS, не должны формально проверяться на соответствие деактивированным правилам.

рис. 5.png
Вступает в силу новый механизм макропруденциального регулирования Банка России

Банк России внес изменения в действующую нормативную базу, которые позволяют регулятору более эффективно проводить макропруденциальную политику – политику по обеспечению финансовой стабильности. В рамках нового подхода Банк России будет устанавливать надбавки к коэффициентам риска в целях расчета достаточности капитала кредитных организаций решением Совета директоров, ранее для этого требовалось внесение изменений в действующее пруденциальное регулирование кредитных организаций. На этапе перехода к новой схеме регулирования повышения требований к достаточности капитала банков не произойдет. В случае если Совет директоров Банка России в будущем примет решение о повышении надбавок, оно вступит в действие через 3 месяца.

Еще одним ключевым изменением в подходах к регулированию является внедрение в банковскую практику требования по расчету показателя долговой нагрузки (ПДН). Кредитные организации с 1 октября 2019 года будут обязаны рассчитывать ПДН в соответствии с установленными требованиями. Банк России в 2019 году будет проводить калибровку зависимости уровня риска от ПДН для его использования при установлении значений макропруденциальных надбавок. Данная норма распространяется на кредитные организации, за исключением небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Банк России планирует сделать расчет ПДН обязательным также для микрофинансовых организаций и использовать этот показатель в их регулировании.

Ожидается, что с 1 января 2019 года вступят в силу изменения в Указание Банка России от 24.11.2016 № 4212-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», предполагающие включение нового раздела в форму 0409135 «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации». Данный раздел будет содержать информацию об активах, к которым применяются надбавки к коэффициентам риска.

Для банков разработаны требования к управлению операционным риском и риском информационной безопасности

Проект положения «О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе», разработанный Банком России, устанавливает требования к политике кредитной организации в сфере информационных технологий и к управлению операционным риском, риском информационной безопасности (включая киберриск) и риском информационных систем, а также определяет подходы к дополнительным требованиям к капиталу в рамках внутренних процедур оценки достаточности капитала, необходимого на покрытие потерь от реализации операционного риска, в том числе киберриска.

Документ содержит требования к ведению базы данных о событиях операционного риска, включая риск информационной безопасности, для внедрения в перспективе нового стандартизированного подхода к оценке операционного риска для расчета норматива достаточности капитала (Базель III).

Кроме того, проект положения определяет порядок проведения Банком России оценки качества системы управления операционным риском в кредитных организациях, а также полноты и качества базы данных о событиях операционного риска, в том числе риска информационной безопасности в кредитных организациях.

Предполагается, что проведение Банком России оценки качества системы управления операционным риском будет осуществляться с 2020 года. К этому времени кредитные организации должны будут привести свои системы управления операционным риском, включая базы данных о событиях операционного риска, в соответствие новым требованиям.

Вступает в силу порядок представления информации о выполнении банками требований внутренних процедур оценки достаточности капитала

Официально опубликован нормативный акт, который устанавливает состав и порядок представления в Банк России банками с универсальной лицензией информации об организации внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК) и их результатах. Указание Банка России № 4838-У о внесении изменений в Указание № 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы» зарегистрировано Министерством юстиции и вступает в силу по истечении 10 дней после опубликования.

Информация, которую должны представлять банки, содержит количественные показатели результатов оценки достаточности капитала и качественные данные об организации ВПОДК. Она будет представляться в Банк России ежегодно в стандартизированном формате в виде ответов на вопросы и в форме таблиц. Кроме того, предусматривается представление банками внутренних документов, разработанных ими в рамках ВПОДК. Указанная информация станет основным источником данных для проведения Банком России оценки качества систем управления рисками и капиталом, достаточности капитала банков с универсальной лицензией.

Первая оценка качества ВПОДК банков, имеющих универсальную лицензию, на основе указанной информации будет проведена Банком России в IV квартале 2018 года.

Банк России уточняет требования к надежности источников капитала кредитных организаций

Банк России выпустил Положение, регламентирующее порядок расчета капитала кредитными организациями (новая редакция Положения № 395-П). Документ зарегистрирован Минюстом России и вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования. Теперь кредитная организация должна получать от Банка России подтверждение надлежащего качества вклада в имущество кредитной организации, безвозмездного финансирования и субординированных инструментов для их включения в расчет капитала. При этом учет в капитале вклада в имущество кредитной организации, безвозмездного финансирования в форме недвижимости, а также прироста стоимости основных средств будет возможен только после государственной регистрации перехода прав на это имущество к кредитной организации. Ряд источников (в том числе доходов по договорам с отсрочкой платежа) можно будет включать в капитал только в части, оплаченной контрагентом.

Одновременно для защиты граждан от высокорисковых вложений в субординированные облигации банков предусмотрен запрет на учет в капитале банков средств, привлеченных от размещения субординированных облигаций в пользу физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами (этот запрет распространяется на вновь выпущенные субординированные облигации).

Также расширен перечень оснований для отказа в согласовании досрочного расторжения договоров субординированных инструментов. Кроме того, уточнено событие, с которым связана конвертация привилегированных акций, а также списание/конвертация субординированных инструментов на обыкновенные акции банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций.

US Federal Reserve System.png
Федеральные агентства США утверждают поправки к требованию маржинального обеспечения по свопам

21 сентября пять федеральных агентств утвердили окончательные поправки на маржинальные требования по свопам в целях соответствия последним изменениям правил, которые налагают новые ограничения на определенные финансовые контракты системно значимых банковских организаций (Правила QFC). Поправки согласовывают определение "Eligible Master Netting Agreement" в маржинальных требованиях по свопам с последними изменениями в определении "Qualifying Master Netting Agreement" в соответствующих правилах регулирования банковского капитала и ликвидности.

Правило маржинального обеспечения по свопам было введено федеральными агентствами в ноябре 2015 года. В нем установлены минимальные требования к марже для обычных свопов и свопов с обеспечением, которые не проходили процедуру клиринга через клиринговые центры. Маржинальные требования предназначены для обеспечения стабильности финансовой системы, безопасности и надежности объектов свопинга и снижения рисков, связанных с деятельностью по таким свопам. Окончательные поправки вступят в силу через 30 дней после даты публикации в Федеральном регистре, который ожидается в ближайшее время.

Федеральные агентства предлагают правило интерпретации высокой волатильности на рынке коммерческой недвижимости

Три федеральных банковских агентства предложили публично прокомментировать предложение о внесении изменений в правила регулирования банковского капитала для высоко волатильного рынка коммерческой недвижимости в соответствии с требованиями Закона об экономическом росте, нормативном регулировании и защите прав потребителей. В ходе обсуждения предлагается также прокомментировать некоторые термины, содержащиеся в пересмотренном определении коммерческой недвижимости с высокой волатильностью. Согласованные изменения в последствии будут применяться ко всем банковским организациям, подчиняющимся правилам регулирования капитала. Комментарии будут приниматься в течение 60 дней после публикации в Федеральном реестре.

рис 3-1.jpg
Подготовка к переходу от LIBOR к безрисковым ставкам

19 сентября FCA и PRA направили руководителям крупных банков и страховых организаций, действующих на территории Великобритании, запрос о процессе подготовки и действиях, предпринимаемых организациями для перехода от LIBOR к альтернативным оценкам безриковой процентной ставки. Цель писем заключается в том, чтобы убедиться, что высшее руководство организаций понимает риски, связанные с данным переходом, и предпринимает соответствующие действия уже сейчас для безболезненного перехода на альтернативные безрисковые ставки до конца 2021 года.

В первую очередь письма были разосланы самым крупным организациям. Однако, PRA призывает все организации (включая те, которые не получили напрямую данного электронного письма), которые в настоящее время полагаются на LIBOR, ознакомиться и обдумать содержание послания. Непрерывное участие и готовность всех участников рынка к решению возникающих в процессе данного перехода проблем будет неотъемлемой частью коллективного успеха.

Исследование PRA о влиянии изменения климата на банковский сектор Великобритании

В исследовательском отчете PRA, опубликованном 26 сентября, изучается, как изменение климата продуцирует финансовые риски для банков и как банки на них реагируют.

Опрос 90% банковского сектора Великобритании, представляющий активы более чем в 11 трлн. долларов, показал, что 70% банков признают, что изменение климата влечет за собой финансовые риски. Эти организации анализируют наиболее вероятные физические риски и их влияние на внутренние бизнес-модели - например, подверженность риску в сфере ипотечного кредитования вследствие наводнения и повреждения залоговой недвижимости, подверженность риску инвестиций в страны, на которые могут влиять экстремальные погодные явления. Однако только 10% из этих компаний эффективно управляют этими рисками (проводят всесторонний анализ и реализуют долгосрочное стратегическое планирование). 30% банков по-прежнему рассматривают изменение климата как проблему корпоративной социальной ответственности.

В докладе отмечается, что физические и переходные риски, связанные с изменением климата, имеют финансовые последствия, часть из которых уже материализуются, что влечет необходимость стратегического управления рисками в гораздо большем числе банков, чем сейчас. Физические и переходные риски материализуются в сторону увеличения кредитных, рыночных и операционных рисков, которые могут повлиять на безопасность и надежность банковского сектора Великобритании.

В ближайшем будущем PRA опубликует консультационный документ с изложением своих ожиданий по регулированию рисков для банковских и страховых организаций. С целью эффективного управления финансовыми рисками, связанными с изменением климата, распространения передового опыта и обеспечения интеллектуального лидерства в этой новой области, PRA также анонсирует открытие Форума по вопросам финансового риска, связанного с изменением климата, совместно с FCA и с участием представителей частного сектора, технических экспертов и других заинтересованных сторон.

Finma.png
FINMA находит проблемы в процессах борьбы с отмыванием денег в Credit Suisse

Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками (FINMA) провела расследования в нескольких банках в связи с предполагаемой коррупцией с участием международной федерации футбольной ассоциации FIFA, бразильской нефтяной корпорации Petrobras и венесуэльской нефтяной корпорации Petróleos de Venezuela, SA (PDVSA). Цель этих расследований заключалась в том, чтобы установить, были ли задействованы клиенты швейцарских банков и соблюдали ли банки нормативные положения в частности в том, что касается борьбы с отмыванием денег (anti-money laundering, AML).

FINMA поручила провести расследование и в Credit Suisse AG. Проверка охватывала период с 2006 по 2016 год и включала две процедуры в отношении Credit Suisse. В первой процедуре FINMA выявила недостатки в соблюдении банком юридических обязательств по борьбе с отмыванием денег в связи с предполагаемой коррупцией с участием FIFA, Petrobras и PDVSA. Вторая процедура касалась важных деловых отношений банка с политическими лицами. В этом случае FINMA также выявила ряд недостатков в процессах AML, а также в механизмах контроля и управления рисками в банке. FINMA постановила принять комплекс мер для дальнейшего совершенствования процессов борьбы с отмыванием денег в Credit Suisse и ускорить реализацию уже начатых банком шагов. Регулятор поручит независимой третьей стороне проводить мониторинг осуществления и эффективности данных мер. 



Другие новости

Инновационная система оплаты Pay as You Learn или как можно сэкономить на обучении в новом году

Команда ЭкоАкадемии поздравляет всех наших читателей с наступающим Новым годом и желает вам исполнения всех самых заветных желаний! Специально для вас мы подготовили ещё более комфортные условия обучения в новом году.

25 декабря, 2018

Итоги курса «Машинное обучение»

25 декабря 2018 года — знаменательная дата для ЭкоАкадемии. В этот день первые выпускники курса «Машинное обучение» получили удостоверение о повышении квалификации. В течение 40 часов интенсивных занятий обучающиеся успешно овладели множеством полезных навыков, которые в дальнейшем будут способствовать их профессиональному развитию. Мы попросили первых выпускников ЭкоАкадемии рассказать об их достижениях и впечатлениях после прохождения курса.

25 декабря, 2018