Регуляторный дайджест за февраль 2020 года

Центральный Банк Российской Федерации

Информация о продажах иностранной валюты в рамках бюджетного правила в связи с планируемой покупкой за счёт средств ФНБ пакета акций ПАО Сбербанк, 11 февраля 2020 года

Банк России принял решение, что продажа на внутреннем рынке иностранной валюты, которую Банк России приобретёт у Фонда национального благосостояния (далее — ФНБ) в рамках реализации механизма бюджетного правила в связи с покупкой за счёт средств ФНБ пакета акций ПАО Сбербанк, будет осуществлена равномерно в течение от трёх до семи лет после заключения указанной сделки. Банк России объявит ежедневный объём продажи иностранной валюты на внутреннем рынке, связанный с данной операцией, и дату начала этих продаж после определения стоимости и даты заключения сделки по покупке за счёт средств ФНБ пакета акций ПАО Сбербанк.

Банк России оставляет за собой право приостанавливать покупки (продажи) иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках реализации механизма бюджетного правила в случае возникновения угроз для финансовой стабильности.

Информация о размещении купонных облигаций Банка России, 27 февраля 2020 года

Банк России принял решение об осуществлении эмиссии тридцать второго и тридцать третьего выпусков купонных облигаций Банка России (КОБР) и утвердил решения о выпуске КОБР-32 и выпуске КОБР-33.

В дальнейшем решения об эмиссии новых выпусков КОБР будут приниматься по мере необходимости с учётом прогноза ликвидности банковского сектора в целях абсорбирования устойчивой части структурного профицита ликвидности.

Информация об аукционах по размещению выпусков № 4-32-22BR2-0 и № 4‑33‑22BR2-0 будет размещена дополнительно.


    

Управление Пруденциального Регулирования

Принята повестка касаемо частного финансирования в рамках 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, 27 февраля 2020 года

Сегодня была принята повестка 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-26) с целью помочь частному финансированию поддержать переход всей экономики к нулевому чистому потреблению энергии. Основная задача — сделать так, чтобы в каждом профессиональном финансовом решении учитывалось изменение климата. Эти соображения будут учитываться в подходящей системе отчётности, управлении рисками и статистических отчётах, что поможет финансировать переходный процесс всей экономики. Чтобы достичь нулевого чистого потребления энергии, каждая компания, банк, страховщик и инвестор должны будут скорректировать свои бизнес-модели под низкоуглеродный мир.

2020 год должен стать годом борьбы против изменения климата, что делает COP-26, совместно организованную Великобританией и Италией, крайне важной возможностью помочь вывести уровень выбросов на путь движения к экономике с нулевым чистым потреблением энергии в соответствии с Парижским соглашением. Признавая, что нулевое чистое потребление энергии является одновременно важнейшей задачей физики климатических изменений, а в Великобритании и 120 других странах — законом, финансовые рынки всё чаще требуют чёткой политики в отношении раскрытия информации и активного управления климатическими возможностями и рисками. Частное финансирование имеет уникальные возможности для оказания помощи переходному процессу в виде финансовой поддержки. Этот переход предусмотрен усилением изменений в подходах, потребительских предпочтениях и климатической политике. Рынки могут начать продвигать корректировки из будущего, минимизируя издержки и сглаживая адаптацию.

Мероприятие по принятию повестки было организовано лордом-мэром Лондона в Гилдхолле и началось с того, что сэр Дэвид Аттенборо изложил масштаб проблемы изменения климата. В ходе утреннего заседания лидеры частного финансового сектора и смежных областей обсудили меры, которые они уже принимают для реализации имеющихся возможностей и управления климатическими рисками, а также пути ускорения деятельности в рамках COP-26.

Экономист Марк Карни сказал: «Учитывая масштаб проблемы изменения климата, а также растущие ожидания наших граждан, 2020 год должен стать годом борьбы против изменения климата, в которой участвуют все, включая ведущий мировой финансовый центр. Для выявления наиболее крупных возможностей и управления связанными с ними рисками раскрытие информации о климатических рисках должно стать всесторонним, управление климатическими рисками должно быть преобразовано, а инвестирование в мир с нулевым чистым потреблением энергии должно стать основной тенденцией».

Выступая на мероприятии, посвящённом принятию повестки, президент COP-26 и министр бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Алок Шарма сказал: «Это ключевой год для планеты, поскольку мы ставим амбициозные цели по сокращению выбросов и построению экономики, устойчивой к изменению климата. Но речь идёт не только о работе отдельных правительств. Мы призываем всех: представителей бизнеса, гражданское общество и все звенья глобальной финансовой системы — принять меры для достижения целей Парижского соглашения. COP-26 также является чрезвычайно важным моментом для усиления поддержки развивающихся стран. Мы полны решимости работать вместе, чтобы обеспечить процветающее будущее с нулевыми выбросами».

Приветствуя участников мероприятия, достопочтенный Лорд-мэр Лондона Уильям Рассел заявил: «Сити, Лондон и Великобритания уже возглавили кампанию, направленную на построение устойчивого финансового будущего, но впереди ещё много работы. Поскольку вопрос финансирования находится в центре этой повестки, это даёт нам право на осуществление монументального перераспределения капитала, необходимого для нашего перехода к нулевому чистому потреблению».


    

Европейская служба банковского надзора

EBA опубликовала заключение о мерах по устранению макропруденциального риска после уведомления Нидерландского банка (De Nederlandsche Bank, DNB), 10 февраля 2020 года

После уведомления Центрального банка Нидерландов (De Nederlandsche Bank, DNB) Европейская служба банковского надзора (EBA) опубликовала заключение о своём намерении изменить требования к капиталу для решения проблемы увеличения макропруденциального риска. Исходя из свидетельств, представленных DNB, EBA не выдвигает возражения против принятия предлагаемой меры, которая основана на статье 458 (2) Положения о требованиях к капиталу (CRR). Эта новая мера направлена на повышение устойчивости голландского банковского сектора к потенциальному серьёзному спаду на рынке жилой недвижимости на фоне устойчивого роста цен на недвижимость в течение последних нескольких лет.

В частности, DNB уведомил EBA о своём намерении ввести новую макропруденциальную меру, которая содержит минимальное значение среднего весового коэффициента риска на уровне портфеля, использующего коэффициент обеспечения (LTV) отдельных кредитов. Если говорить более конкретно, 12%-й весовой коэффициент риска присваивается той части кредита, которая не превышает 55 % рыночной стоимости имущества, используемого для обеспечения кредита, а 45%-й весовой коэффициент риска присваивается оставшейся части кредита. Если коэффициент LTV ниже или равен 55, то кредиту присваивается фиксированный весовой коэффициент риска в размере 12 %.

В своем заключении, адресованном Совету, Европейской комиссии и DNB, в соответствии с рекомендацией Европейского совета по системным рискам (ESRB) о среднесрочной уязвимости в секторе жилой недвижимости в Нидерландах EBA указывает на проблемные вопросы, связанные с нарастанием риска в этом секторе, большой долей кредитов с высоким коэффициентом LTV, высоким уровнем задолженности нидерландских домохозяйств и низкого весового коэффициента риска для рисков недвижимости у нидерландских банков, проводящих оценку кредитного риска на основе внутренних рейтингов. В свете этого заключения EBA не возражает против развёртывания DNB предложенной им макропруденциальной меры.

EBA выдвигает конкретные предложения по совершенствованию действующей законодательной основы DGSD, 11 февраля 2020 года

v   EBA опубликовала третье и окончательное заключение по обзору внедрения директивы о системе гарантирования депозитов (DGSD), о финансировании этой системы и её средств;

v   В третьем заключении даётся рекомендация, согласно которой необходимо уточнить, какие средства учитываются как имеющиеся финансовые средства системы гарантирования депозитов (DGS) и как они используются для предотвращения банкротства. Никаких изменений в отношении минимального целевого уровня для ожидаемых (ex ante) средств не предлагается.

EBA опубликовала своё третье и окончательное заключение, адресованное Европейской комиссии, о внедрении директивы о системе гарантирования депозитов (DGSD) в ЕС. В заключении основное внимание уделяется финансированию DGS и использованию средств DGS, а также предлагается ряд изменений в законодательную базу ЕС, направленных на усиление защиты интересов вкладчиков, повышение финансовой стабильности и укрепление финансовой устойчивости DGS.

В настоящем заключении EBA оценивает 33 различные темы, связанные с финансированием DGS и использованием её средств, а также излагает 23 предложения по улучшению действующей законодательной базы ЕС.

В частности, EBA призывает к необходимости внести в DGSD уточнения того, какие средства должны учитываться как имеющиеся финансовые средства DGS (т. е. средства ex-ante), а также когда и на каких условиях могут использоваться различные источники финансирования DGS (включая кредиты). В заключении также говорится о необходимости введения большей прозрачности в отношении отчётности средств DGS, большей последовательности в подходе к платёжным обязательствам и большей точности в DGSD в отношении того, как следует инвестировать средства DGS.

Кроме того, в заключении содержится рекомендация о необходимости дальнейшего рассмотрения комиссией последствий недавнего решения Европейского суда общей юрисдикции по делу банка Tercas, касающегося использования средств DGS для предотвращения банкротства кредитных организаций и максимального предела, до которого средства DGS могут быть использованы для предотвращения такого банкротства. Комиссия также должна рассмотреть вопрос о введении в законодательство ЕС возможности использования активов обанкротившегося учреждения для погашения обязательств перед вкладчиками.

В действующие положения директивы не предлагается вносить изменения в отношении минимального целевого уровня для фондов ex ante, основы целевого уровня и возможности для DGS продолжать сбор взносов выше минимального целевого уровня. Также заключение указывает, что необходимости вносить изменения в отношении взносов филиалов третьих стран нет; то же касается немедленных изменениях в отношении взносов, основанных на оценке риске, что было основано на оценке их воздействия на различные бизнес-модели.

Общая информация

Третье заключение EBA о финансировании DGS и использовании её средств следует за первым заключением об уровне удовлетворения требованиям депозитов, величине покрытия и сотрудничестве между системами, опубликованным в августе 2019 года, и вторым заключением о выплатах в рамках DGS, опубликованным в октябре 2019 года. В этих трёх заключениях EBA оценила 115 тем и предложила 81 усовершенствование существующей законодательной базы ЕС с целью дальнейшего укрепления системы защиты вкладчиков, улучшения информации о вкладчиках, повышения операционной эффективности DGS, согласованности подходов между государствами-членами ЕС и, в конечном счёте, повышения финансовой стабильности и обеспечения надёжной защиты вкладчиков.

Предложения, содержащиеся в первом заключении, включали, в частности, изменения в действующую законодательную базу для обеспечения того, чтобы вкладчики по всему ЕС были защищены одной из DGS ЕС, даже если они хранят свои вклады в филиале кредитной организации в стране, находящейся не в составе ЕС. И наоборот, в заключении предлагалось, что DGS ЕС не должна защищать вклады, размещённые в филиалах кредитных организаций ЕС, действующих за пределами ЕС, что особенно актуально в связи с выходом Великобритании из ЕС. В заключении также был предложен ряд улучшений в отношении информирования вкладчиков о защите DGS, и высказано предложение рассмотреть вопрос о расширении перечня вкладов, подлежащих защите, включая вклады, сделанные государственными органами, и вклады, открытые финансовыми учреждениями от имени своих клиентов. Предложений об изменении величины покрытия, которая составляет 100 000 евро, внесено не было.

Во втором мнении предлагались изменения, направленные на то, чтобы гарантировать, что вкладчики не останутся без доступа к своим средствам до тех пор, пока решение о том, что доступ к вкладу закрыт, не было принято властями. В заключении предлагалось, чтобы в таких случаях вкладчики имели доступ к определённой сумме со своих вкладов ежедневно. Подобным образом EBA предложила, чтобы большая ясность в отношении выплат в рамках DGS в тех случаях, когда существуют проблемы легализации незаконных доходов/финансирования терроризма, пошла на пользу законодательной базе ЕС. В продолжение всего заключения EBA подчёркивала важность усиления защиты вкладчиков и чёткого информирования вкладчиков о наиболее актуальных характеристиках такой защиты как в обычных условиях, так и во время выплаты в рамках DGS. Наконец, в заключении была предложена дальнейшая работа по установлению лучшего способа выплаты компенсаций вкладчикам, разместившим вклады в кредитных организациях, защищённых DGSs других государств-членов.

Правовая основа

Статья 19 (6) DGSD требует, чтобы EBA оказала поддержку Комиссии ЕС в подготовке ею доклада о внедрении DGS. Заключение о финансировании DGS и использовании средств DGS является третьей частью выполнения этого мандата EBA, которую следует рассматривать наряду с двумя другими заключениями об уровне удовлетворения требованиям депозитов, величине покрытия и сотрудничестве между системами и выплатах в рамках DGS.

EBA предлагает Комиссии рассмотреть предложения, изложенные в заключениях, при подготовке доклада о внедрении DGS, который будет представлен Европейскому парламенту и Совету.

EBA демонстрирует прогресс банков в планировании банкротства и призывает их выпустить соответствующие долговые инструменты, 17 февраля 2020 года

v Почти половина профильных банков уже выполняют свои требования, однако, по оценкам отчёта ЕБА, 117 банков из 222 демонстрируют дефицит минимальных требований к собственным средствам и обязательствам, используемым для покрытия убытков (MREL), который достигает 178 млрд евро.

v Средневзвешенные требования к MREL находятся в диапазоне от 26,5 % до 19 %.

v Банки должны воспользоваться положительной конъюнктурой рынка для закрытия дефицитов MREL.

EBA опубликовала свой первый количественный отчет о минимальных требованиях к собственным средствам и обязательствам, используемым для покрытия убытков (MREL), в соответствии с новой методологией. В докладе демонстрируется, что власти добились значительного прогресса в согласовании стратегий урегулирования и установлении соответствующих требований к MREL, но также в нём отмечается, что банки должны выпускать приемлемые долговые обязательства в рамках MREL, чтобы восполнить свои дефициты.

222 европейских банка, на долю которых приходится 80 % суммарных активов, выбрали стратегию урегулирования, отличную от ликвидации. Это отражает тот факт, что власти достигли значительного прогресса с момента представления директивы о санации и ликвидации банков (BRRD) в 2014 году, а также тот факт, что большинство европейских банковских активов находятся под контролем крупных и сложных банковских групп, для которых ликвидация не считается целесообразной.

На основе средневзвешенного значения требования к MREL в ЕС варьируются между 26,5 % взвешенных по риску активов (RWA) для глобальных системно значимых институтов (G-SIIs) — крупнейших и наиболее сложных банков — и 19 % RWA для банков с суммарными активами менее 1 млрд евро, которые не являются ни G-SIIs, ни другими системно значимыми учреждениями (O-SIIs). В целом уровни MREL отражают требования банков к непрерывности деятельности, а в отношении трансфертных стратегий уровни MREL также отражают пропорциональное уменьшение MREL на основе границы трансферта.

105 банков из 222, представленных в выборке, уже выполнили свои требования, в то время как остальные сообщили о предполагаемом дефиците MREL в размере 178 млрд евро. Стоит отметить, что 65 учреждений из банков с дефицитом также сообщают об имеющихся инструментах на общую сумму 67 млрд евро, которые по своей сути близки к MREL, но не являются отвечающими требованиям. Это показывает, что некоторые банки уже имеют развитую базу инвесторов, которые, вероятно, будут инвестировать в долгосрочные необеспеченные долговые обязательства, такие как инструменты, соответствующие требованиям MREL.

В свете этих дефицитов EBA призывает европейские группы по урегулированию воспользоваться текущими позитивными рыночными условиями для выпуска и увеличения ресурсов. Как отмечалось в недавнем отчёте EBA по оценке рисков, несмотря на сохраняющуюся волатильность, в течение большей части 2019 года спреды для всех рыночных инструментов имели тенденцию к снижению, причём спреды между обеспеченными и необеспеченными инструментами, а также между приоритетными и второстепенными инструментами уменьшались.

EBA пересматривает НТС по страхованию профессиональной ответственности для посредников ипотечного кредитования, 28 февраля 2020 года

EBA опубликовала отчёт о пересмотре нормативных технических стандартов (НТС), определяющих минимальный денежный размер выплаты в рамках страхования профессиональной ответственности (СПО) или соизмеримых гарантий для посредников ипотечного кредитования. EBA оценила информацию, полученную от национальных органов власти, с помощью выборки посредников и теоретических исследований и пришла к выводу, что в настоящее время никаких поправок к НТС не требуется.

В настоящем отчёте EBA делает обзор правовой основы своей работы, используемого методологического подхода, а также дают свою оценку того, следует ли вносить поправки в НТС в текущий момент. Основываясь на этой оценке, EBA приходит к выводу, что в настоящее время нет никаких свидетельств, которые указывали бы на необходимость внесения поправок в минимальные денежные выплаты в рамках СПО.

В своём выводе EBA подчёркивает, что её мандат, изложенный в директиве об ипотечном кредитовании (MCD), касается только самих пороговых сумм. Этот мандат не распространяется, например, на проводимую EBA оценку степени, до которой использование минимальных сумм выплат, указанных в НТС, потенциально затруднено конкретными положениями в контрактах СПО; характера соизмеримых гарантий, которые могут использоваться на рынке, или того, что вообще понимается под «соизмеримой гарантией». Поэтому EBA не анализировала эти элементы и не проводила какой-либо тщательной оценки содержимого договоров страхования.

Правовая основа и последующие шаги

Настоящий отчёт был разработан в соответствии со статьёй 29(2)(a) Директивы 2014/17/ ЕС о кредитных соглашениях для потребителей, связанных с жилой недвижимостью (MCD), которая обязывает EBA пересмотреть и при необходимости разработать проект НТС для внесения изменений в минимальную денежную сумму страхования профессиональной ответственности или соизмеримой гарантии для представления в Комиссию ЕС до 21 марта 2018 года и затем раз в два года. Учитывая позднее осуществление MCD в некоторых государствах-членах ЕС, в начале 2018 года EBA приняла решение отложить пересмотр НТС на два года: с 2018 на 2020 год.

Для выполнения вышеуказанного мандата EBA оценила ответы, полученный в ходе опроса, направленного компетентными государственным органами десяти крупнейшим кредитным посредникам в соответствующей юрисдикции; разведданные, собранные самими национальными органами, и теоретические исследования.

НТС по СПО были опубликованы в Официальном бюллетене в октябре 2014 года в качестве делегированного постановления (ЕС) № 1125/2014, устанавливающего минимальную денежную сумму СПО или соизмеримую гарантию для посредников по ипотечным кредитам путём указания суммы для каждого отдельного платёжного требования (460 000 евро) и совокупной суммы за календарный год для всех платёжных требований (750 000 евро).

ЕБА будет пересматривать НТС по СПО каждые два года.

 


Совет Федеральной резервной системы

Совет Федеральной резервной системы опубликовал гипотетические сценарии результатов своих стресс-тестов 2020 года, 06 февраля 2020 года

Совет ФРС опубликовал гипотетические сценарии проведения стресс-тестов 2020 года, которые гарантируют, что у крупных банков имеется капитал в необходимом объёме и ведётся соответствующая деятельность, позволяющая им продолжать кредитовать домашние хозяйства и бизнес даже во время серьёзной рецессии. Самый суровый сценарий включает в себя тяжёлую глобальную рецессию с повышенными стрессами на рынках корпоративных долговых обязательств и коммерческой недвижимости, а для банков, проводящих крупные торговые операции, — дополнительное давление на кредиты с низким или отсутствующим рейтингом.

В состав методологии стресс-тестирования ФРС входят комплексная проверка и анализ достаточности капитала (CCAR) и стресс-тесты в рамках закона Додда–Франка. Оба мероприятия были краеугольным камнем посткризисной методологии, разработанной ФРС для крупных банков, и в этом году стресс-тесты будут оценивать 34 крупных банка с общим объёмом активов более 100 миллиардов долларов.

Стресс-тесты включают в себя два гипотетических сценария: базовый и наиболее неблагоприятный. В этом году наиболее неблагоприятный сценарий характеризуется серьёзной глобальной рецессией, в условиях которой уровень безработицы в США повышается на 6,5 процентных пункта до 10 процентов, а также повышенным стрессом на рынках корпоративных долговых обязательств и коммерческой недвижимости.

Кроме того, банки, проводящих крупные торговые операции, должны будут учитывать последствия глобальных рыночных потрясений в рамках своего прогнозируемого развития. Шоковые события этого года, помимо всего прочего, вызвали повышенный стресс в отношении рисков торговых портфелей, которым подвержены кредиты с низким или отсутствующим рейтингом. Более того, фирмы, осуществляющие значительные торговые или производственные операции, также должны будут включить возможное невыполнение обязательств со стороны контрагента в прогнозируемое развитие. На приведённой ниже диаграмме показаны компоненты, применимые к каждой фирме.

Рэндал Куорлз, вице-председатель по надзору за банковским сектором, заявил: «Стресс-тестирование этого года поможет нам оценить, как крупные банки работают в условиях сильной рецессии, и даст нам дополнительную информацию о том, как кредиты с низким или отсутствующим рейтингом и обеспеченные кредитные обязательства могут реагировать на рецессию».

Стоит отметить, что наиболее неблагоприятный сценарий и базовые сценарии не являются прогнозами. Наиболее неблагоприятный сценарий описывает гипотетический набор событий, предназначенных для оценки устойчивости банковских организаций. Аналогичным образом, базовый сценарий соответствует средним прогнозам, полученным в ходе опросов экономических прогнозистов. Каждый сценарий включает 28 переменных: валовой внутренний продукт, уровень безработицы, цены на фондовом рынке и процентные ставки, — охватывающих внутреннюю и международную экономическую деятельность.

Банки обязаны представить ФРС свои планы капитала и результаты внутренних стресс-тестов к 6 апреля 2020 года. Совет объявит результаты своих надзорных стресс-тестов к 30 июня 2020 года.

Как уже говорилось ранее, Совет продолжает работать над созданием стрессового буфера капитала для проведения стресс-тестов этого года. Публикация гипотетических сценариев не влияет на этот процесс нормотворчества.


    

Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками

FinSA/FinIA: последующее регулирование со стороны FINMA, 07 февраля 2020 года

Новый закон о финансовых услугах (FinSA) и закон о финансовых институтах (FinIA) обязывают FINMA принять ряд выполняемых положений, которые в основном носят технический характер. По этой причине FINMA представляет новое, упорядоченное постановление, которое вносит поправки в действующие постановления и циркуляры и отменяет три циркуляра. FINMA будет проводить консультации по последующим мерам до 9 апреля 2020 года.

FinSA и FinIA вступили в силу 1 января 2020 года вместе с выполняемыми положениями, в число которых входят постановление о финансовых услугах (FinSO), постановление о финансовых институтах (FinIO) и постановление о надзорных организациях (SOO), принятые Федеральным Советом. Эти законы обязывают FINMA принять ряд выполняемых положений, касающихся отдельных технических вопросов. В результате FINMA выпустила новое постановление о финансовых институтах (FinIO-FINMA), а также поправки к действующим постановлениям и циркулярам FINMA. FINMA будет проводить публичные консультации по новым мерам до 9 апреля 2020 года.

Новое постановление FINMA:

Новое постановление FINMA регулирует детали страхования профессиональной ответственности для портфельных менеджеров, попечителей и менеджеров совокупных средств, особенности вычисления минимального (de minimis) порога для наделения полномочиями портфельного управляющего, а также особенности риск-менеджмента и системы внутреннего контроля для менеджеров совокупных средств. Кроме того, FINMA должна внести поправки в действующие постановления и циркуляры FINMA и отменить три циркуляра, необходимость в которых отпала.

Снижение порогового значения для биржевых операций, осуществляемых в криптовалютах

FINMA также предлагает изменить пороговые значения для идентификации клиентов в своём постановлении касательно борьбы с отмыванием денег (AMLO-FINMA) с 5000 до 1000 швейцарских франков для сделок с криптовалютой. С помощью этих мер FINMA внедряет международные стандарты, утверждённые в середине 2019 года, и признаёт повышенные риски отмывания денег в области криптовалюты.

FINMA подтвердила, что планы действий на случай чрезвычайных ситуаций, подготовленные крупными швейцарскими банками, являются эффективными, 25 февраля 2020 года

В опубликованном докладе FINMA приводится подробная оценка планов восстановления и урегулирования системно важных швейцарских учреждений. FINMA оценила планы действий на случай чрезвычайных ситуаций, подготовленные Credit Suisse и UBS, как эффективные. Однако планы действий на случай чрезвычайных ситуаций, подготовленные банками PostFinance, Raiffeisen и Кантональным банком Цюриха (Zürcher Kantonalbank), пока не соответствуют установленным законом требованиям.

Два крупных швейцарских банка должны были представить эффективные планы действий на случай чрезвычайных ситуаций для выполнения своих системно важных функций в Швейцарии к концу 2019 года. В данных обстоятельствах FINMA публикует доклад, в котором излагается прогресс, достигнутый всеми системно важными швейцарскими учреждениями в области планирования восстановления и урегулирования (см. глоссарий ниже для разъяснения соответствующей терминологии).

Генеральный директор FINMA Марк Брэнсон прокомментировал ситуацию следующим образом: «Осуществление системообразующего швейцарского режима критически важно для стабильности финансового центра. Наш доклад о планировании восстановления и урегулирования призван разъяснить, как обстоят дела с его осуществлением. Мы хорошо знаем о той напряжённой работе, которую проделали все вовлеченные учреждения. Уже достигнут значительный прогресс, но ещё предстоит многое сделать».

Утверждены планы восстановления, а планы действий на случай чрезвычайных швейцарских крупных банков признаны эффективными.

Все пять системно значимых швейцарских банков представили FINMA планы восстановления. FINMA одобрила все планы. Кроме того, два крупных швейцарских банка должны были подготовить эффективные планы действий на случай чрезвычайных ситуаций для деятельности внутри Швейцарии к концу 2019 года. FINMA уже ознакомилась с ними. План действий Credit Suisse на случай чрезвычайных ситуаций признан FINMA эффективным. FINMA также пришла к заключению, что UBS выполнил требования, предъявляемые к эффективному плана действий в чрезвычайных ситуациях, с оговоркой, что некоторые совокупные обязательства и несколько других обязательств остаются чрезмерными.

Три национальных системно значимых банка также представили свои планы действий на случай чрезвычайных ситуаций, но в конце 2019 года находились на разных стадиях реализации. Ни один из этих планов пока не считается эффективным. У Кантонального банка Цюриха (Zürcher Kantonalbank) существует приемлемый план дальнейшего наращивания капитала и ресурсов ликвидности, необходимых в случае кризиса. Банки Raiffeisen и PostFinance пока не подготовили приемлемые планы по накоплению необходимых средств покрытия убытков для рекапитализации в условиях кризиса. Все три национальных банка ведут постоянную работу по разработке эффективного плана действий в чрезвычайной ситуации.

Глобальные планы урегулирования и процесс выплаты ретро-бонусов

FINMA обязана разработать глобальный план урегулирования для двух крупных банков. В отличие от плана действий в чрезвычайных ситуациях, который касается исключительно функционирования системно важных банков в Швейцарии, этот глобальный план урегулирования охватывает банковскую группу по всему миру. FINMA производит оценку этой глобальной возможности урегулирования на основе того, являются ли подготовительные мероприятия крупных банков достаточными для успешной реализации плана урегулирования в случае необходимости. FINMA заключила, что оба банка уже предприняли важные подготовительные меры и тем самым добились значительного прогресса в отношении глобальной возможности урегулирования. В частности, FINMA считает, что требования к структурному разрешению трудностей уже выполнены. Например, оба банка создали холдинговые структуры и швейцарские дочерние компании, чтобы помочь преодолеть возникшие трудности. В других областях, особенно в том, что касается финансирования санации, по-прежнему необходимо проводить дальнейшую работу по осуществлению. Следует учитывать, что регуляторные требования в этой области ещё не публиковались. Поскольку национальные системно значимые банки практически не проводят зарубежные операции, их планы урегулирования касаются исключительно системообразующих функций в Швейцарии. Таким образом, они в значительной степени взаимозаменяемы с планами действий в чрезвычайных ситуациях.

Надзорная оценка глобальной возможности урегулирования крупных банков оказывает непосредственное влияние на ежегодный процесс выплаты ретро-бонусов. FINMA может смягчить некоторые требования к капиталу для крупных банков, если они улучшили свою глобальную возможность урегулирования и реализовали основные необходимые меры. Как и в последние годы, FINMA определила ряд таких улучшений в 2019 году. Это привело к тому, что Credit Suisse использовал 40 % своего максимального потенциала для выплаты ретро-бонусов, а UBS — 42,5 %.

Инфраструктура финансового рынка: планирование восстановления и урегулирования в процессе разработки

Системно значимые инфраструктуры финансовых рынков также необходимы для подготовки плана восстановления, подробно описывающего действия, которые рынки будут предпринимать для обеспечения своей стабильности на устойчивой основе в условиях кризиса, что позволит им продолжать осуществлять свои системно значимые бизнес-процессы. Обе инфраструктуры финансового рынка, признанные в Швейцарии системно значимыми (SIX x-clear и SIX SIS), уже имеют планы восстановления. Эти планы постоянно совершенствуются, но в связи с высокими стандартами, установленными для планов восстановления, необходимо внести дальнейшие улучшения, прежде чем имеющиеся планы восстановления будут соответствовать условиям, достаточным для утверждения. FINMA также начала работу по разработке планов урегулирования для SIX x-clear и SIX SIS.

Прозрачность системообразующего швейцарского режима

FINMA опубликовала данные по проведённой ею оценке планов действий в чрезвычайных ситуациях в отчёте. Этот отчёт вносит ясность в отношении прогресса, достигнутого системно значимыми банками в планировании их планов действий в чрезвычайных ситуациях. В докладе также рассматривается системообразующий режим в Швейцарии в целом, роль FINMA в вопросах санации, основные стратегии урегулирования системно значимых банков, а также текущее состояние планов восстановления и урегулирования в инфраструктуре финансового рынка.

Шестьдесят четыре банка принимают участие в режиме малых банков, 27 февраля 2020 года

В режиме малых банков участвуют шестьдесят четыре банка. Эти банки зарегистрировались для участия и соответствуют необходимым для этого критериям. Режим малых банков направлен на снижение регулятивной нагрузки на малые, хорошо капитализированные учреждения с высоким уровнем ликвидности.

Режим малых банков, запущенный FINMA в 2018 году, был окончательно введён с 1 января 2020 года (пресс-релиз). Семьдесят банков подали заявки на регистрацию с момента завершения полуторагодового пилотного проекта и окончания срока регистрации в конце января 2020 года. Шестьдесят четыре из них соответствуют критериям, что позволяет им участвовать в режиме, и с начала 2020 года ретроактивно принимаются в режим малых банков. Генеральный директор FINMA Марк Брэнсон пояснил: «Мы рады, что интерес к режиму малых банков высок, так как это показывает, что взять за основу ещё более риск-ориентированный подход к более мелким учреждениям было правильным решением. Это позволяет нам снизить нагрузку на малые банки, не ставя под угрозу безопасность швейцарского финансового центра или отдельных учреждений».

Стремление к долгосрочным выгодам

FINMA ожидает, что учреждения, принимающие участие в режиме малых банков, смогут прямо или косвенно экономить расходы благодаря количественным и качественным льготам и послаблениям. Например, они могут отказаться от вычисления взвешенных по риску активов и коэффициента структурной ликвидности и сократить обязательства по раскрытию информации. Как отмечает Ян Блёхлигер, глава банковского подразделения FINMA: «Малые учреждения не только получат немедленную выгоду от этих послаблений, но также смогут сэкономить в будущем, избегая расходов, связанных с будущими изменениями в регулировании».

Пятьдесят шесть учреждений получат выгоду от снижения частоты проверок

FINMA также упростила аудит для всех учреждений: малые учреждения без заметных повышенных рисков теперь могут запросить двух- или трёхлетний аудит у своей аудиторской фирмы вместо ежегодного аудита. До настоящего момента FINMA гарантировала сократить частоту проверок для 56 малых учреждений, 19 из которых также принимают участие в режиме малых банков.

Режим малых банков является добровольным

В Швейцарии насчитывается около 200 банков и дилеров по операциям с ценными бумагами, относящихся к надзорным категориям 4 и 5, которые могут подать заявку на участие в режиме малых банков. Некоторые банки добровольно отказываются от участия, в то время как другие не отвечают необходимым критериям. FINMA не публикует никаких списков участников режима малых банков.


Базельский комитет по банковскому надзору

Базельский комитет провёл совещание по вопросам факторов уязвимости и возникающих рисков, продвижения надзорных инициатив и содействия внедрению Базеля III, 27 февраля 2020 года

26–27 февраля 2020 года в Базеле состоялась встреча Базельского комитета по банковскому надзору для рассмотрения рисков, влияющих на банковскую систему, продвижения ряда надзорных инициатив и содействия внедрению Базеля III.

Часть своего заседания комитет посвятил обсуждению хода осуществления стратегического исследования, начатого в прошлом году. Комитет провёл консультации с членами и внешними крупными акционерами и заинтересованными сторонами относительно своих будущих приоритетов, структуры и процессов. Члены комиссии обсудили полученные комментарии и обменялись первоначальными мнениями о дальнейших действиях. Комитет намерен завершить своё исследование в течение года.

Также Комитет обсудил последствия вспышки коронавируса COVID-19 для финансовой стабильности банковской системы и обменялся информацией о мерах по обеспечению непрерывности деятельности, принятых банками и властями. Комитет призывает банки и надзорные органы сохранять бдительность в свете меняющейся ситуации и отмечает важность эффективного международного обмена информацией и сотрудничества в борьбе с такими потрясениями.

Комитет рассмотрел уязвимые места, связанные с кредитами с низким или отсутствующим рейтингом и обеспеченными кредитными обязательствами (CLO). Среди финансовых участников банки представляют наибольшие прямые риски для этих рынков; банки также подвергаются риску через ряд косвенных каналов. Комитет согласился продолжить работу в трёх областях, связанных с кредитами с низким или отсутствующим рейтингом и CLO: надзорные подходы членов к оценке и смягчению рисков; нынешний регуляторный режим этих рисков; необходимость дальнейшей количественной оценки прямых и косвенных рисков банков.

Члены Комитета обсудили прогресс, достигнутый банками в подготовке к переходу от лондонской межбанковской ставки (Libor) к альтернативным ставкам-ориентирам. В декабре 2019 года Комитет и Совет по финансовой стабильности приступили к исследованию рисков для Libor и связанных с ними надзорных мер. Результаты опроса и отчёт о сохраняющихся трудностях в вопросе перехода к бенчмаркам будут представлены министрам финансов стран-членов большой двадцатки (G20) и управляющим центральных банков в июле. Тем временем Комитет подчеркнул необходимость того, чтобы банки выделили необходимые ресурсы для оценки влияния перехода к бенчмаркам на их деятельность и проведения необходимой подготовки к плавному переходу. Комитет также опубликовал информационный бюллетень с изложением регулятивных и надзорных последствий, связанных с переходом к бенчмаркам.

Недавно Комитет учредил ответственную целевую рабочую группу по финансовым рискам, связанным с климатом. Комитет обсудил план работы целевой рабочей группы и её будущие результаты, которые включают в себя:

v Набор аналитических отчётов о финансовых рисках, связанных с климатом, включая обзор литературы, а также отчёты о каналах передачи таких рисков в банковскую систему и о методологиях их измерения.

v Разработку эффективной надзорной практики для смягчения эффектов финансовых рисков, связанных с климатом.

Комитет также провёл обзор текущих инициатив своих членов в этой области. В марте будет опубликовано краткое изложение результатов этого обзора.

В рамках текущей программы оценки согласованности норм регулирования Комитет также одобрил отчёты, в которых даётся оценка внедрения стандартов чистого стабильного финансирования и крупных рисков в Гонконге, Индонезии и Сингапуре. Эти отчёты будут опубликованы в следующем месяце.

Члены комиссии также рассмотрели ход внедрения стандартов Базеля III во всех странах-участницах. Комитет получил обновлённую информацию о прогрессе, достигнутом во внедрении стандартов Базеля III, от своих членов. Члены совета вновь заявили о своей твёрдой позиции, согласно которой внедрение Базеля III должно быть полным, своевременным и последовательным, и договорились продолжать следить за ситуацией и информировать друг друга.

Комитет также постановил опубликовать следующие документы:

v Консультационный документ, направленный на повышение оперативной устойчивости банков — в марте.

v Доклад об опыте членов комитета в использовании контрциклического буфера капитала — в надлежащее время.

Другие новости

Econophysica: 20/20/20=?

Жизнь компаний похожа на жизнь людей. Есть периоды становления и профессионального роста, есть характер и эмоциональная наполненность пространства. Страны, калейдоскоп событий, время процветания и глобальных свершений, друзья близкие и далекие. Что означает дата двадцатилетия в масштабе существования компании? А в масштабе возраста жизни коллег?

2 сентября, 2020