Регуляторный дайджест за ноябрь 2019 года


Центральный Банк Российской Федерации

Банк России уточнил требования к порядку расчёта собственных средств НПФ, 15 ноября 2019 года

Принятые изменения направлены на повышение финансовой устойчивости НПФ и формирование собственных средств за счёт наиболее качественных и ликвидных активов. Соответствующее указание Банка России зарегистрировано Минюстом.

Документ предусматривает повышение требований к принимаемым к расчёту активам — в частности, устанавливается запрет на принятие к расчёту структурных облигаций. Дополнительно ограничивается доля принимаемого к расчёту недвижимого имущества, а также регламентируется порядок принятия к расчёту обязательств по долгосрочным договорам аренды НПФ.

Кроме того, устанавливается срок в 10 рабочих дней для устранения НПФ нарушений требований к минимальному размеру собственных средств, в случае если такие нарушения возникли по причинам, не зависящим от действий фондов.

Указание Банка России вступает в силу с 26 ноября 2019 года, за исключением положения о снижении доли недвижимого имущества (вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования указания).

Банк России утвердил Базовый стандарт совершения инвестиционным советником операций на финансовом рынке, 21 ноября 2019 года

Разработанный профильными саморегулируемыми организациями (СРО) Базовый стандарт призван отделить инвестиционное консультирование от других видов деятельности на финансовом рынке — в первую очередь от продаж и аналитической деятельности. Стандарт устанавливает признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации и дополнительные требования к деятельности инвестиционных советников.

Базовым стандартом также определены случаи, когда представленная информация не признаётся инвестиционной рекомендацией.

В Базовом стандарте закреплён подход к определению инвестиционного профиля клиента, позволяющий инвестиционному советнику учитывать в том числе желания клиента в отношении допустимого риска. Методика, которую использует инвестиционный советник при определении инвестиционного профиля, должна обеспечивать выполнение требований добросовестности и разумности, а также его соответствие интересам клиента. Стандарт допускает также наличие у клиента нескольких профилей при указании им различных инвестиционных целей.

Документ обязателен для исполнения всеми профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по инвестиционному консультированию, вне зависимости от их членства в СРО.

Институт инвестиционных советников начал действовать с конца прошлого года. В настоящее время в реестре Банка России числится 66 инвестиционных советников.

Прирост корпоративного кредитного портфеля в октябре ускорился, а розничного — замедлился, 21 ноября 2019 года

В октябре произошло небольшое ускорение темпов прироста корпоративного кредитования (+0,8%), отмечается в информационно-аналитическом материале «О развитии банковского сектора Российской Федерации в январе–октябре 2019 года». В свою очередь чистый прирост портфеля кредитов физическим лицам за месяц был минимальным в текущем году (+0,9%).

Приток вкладов физических лиц в январе–октябре более чем вдвое превышал показатель аналогичного периода прошлого года. При этом в условиях укрепления курса рубля продолжается снижение доли вкладов физических лиц в иностранной валюте (с 21,5% на начало 2019 года до 20,9% на 1 ноября 2019 года).

Доналоговая прибыль банковского сектора по итогам 10 месяцев 2019 года составила 1,7 трлн рублей (за тот же период 2018 года — 1,2 трлн рублей). Увеличение финансового результата по сравнению с предыдущим годом в значительной мере носит технический характер вследствие применения кредитными организациями корректировок в соответствии с МСФО 9.

Усилить защиту розничного инвестора: обсуждение законопроекта в Банке России, 25 ноября 2019 года

Экспертный совет по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров при Банке России считает необходимым усилить защиту прав розничных инвесторов на финансовом рынке. Обсуждение законопроекта о введении регулирования категорий инвесторов-физических лиц состоялось в ходе заседания Экспертного совета, которое прошло в Банке России 22 ноября 2019 года.

Участники заседания обсудили требования к проведению тестирования неквалифицированного инвестора на понимание особенностей финансового инструмента. По мнению членов Экспертного совета, тестовые вопросы должны быть составлены Банком России и регулятору следует проводить контрольные мероприятия с целью проверки соблюдения участниками рынка требований к организации тестирования.

Ещё одной важной темой дискуссии стали критерии признания физического лица квалифицированным инвестором — участники разошлись во мнениях, достаточно ли для этого располагать финансовыми активами в сумме не менее 10 млн рублей. Руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева напомнила присутствующим о случаях, когда пенсионеры продавали квартиры, чтобы вложить средства в ценные бумаги, и в результате лишались и жилья, и сбережений.

Участники заседания также коснулись темы перечня финансовых инструментов, доступных для неквалифицированного инвестора без проведения тестирования (допущенные к организованным торгам иностранные ценные бумаги, биржевые паевые инвестиционные фонды, закрытые паевые инвестиционные фонды и другие). Были высказаны предложения о проведении фокус-групп с участием граждан, не имеющих опыта инвестирования в ценные бумаги, для того чтобы объективно оценить степень понимания инвестором-новичком особенностей тех или иных финансовых инструментов.

Депутат Государственной Думы Николай Гончар напомнил членам Экспертного совета, что в последнее время число розничных инвесторов значительно увеличилось и имеет тенденцию к дальнейшему росту, а следовательно, законопроект о защите их прав необходимо принять как можно скорее.

«Начинающий инвестор, приобретающий финансовый инструмент, желает повысить уровень своего благосостояния, и задача финансовой индустрии — помочь ему в этом, а не просто получить комиссию за выполнение поручения клиента», — подвёл итоги заседания Николай Гончар. — «Важно, чтобы потребитель не разочаровался в этих новых для него инструментах и не отправился информировать других потенциальных инвесторов, что его обманули».

Банк России изменил подходы к оценке риска по проектному финансированию, 29 ноября 2019 года

Согласно изменениям подход к формированию резерва, предусмотренный для кредитов, предоставленных в рамках кредитования программы «Фабрика проектного финансирования» ВЭБа, будет распространен на другие виды проектного финансирования.

Это даст возможность банкам наращивать объёмы проектного финансирования, то есть предоставлять экономике длинные деньги для крупных проектов, в первую очередь — инфраструктурных.

Кроме того, документ уточняет перечень существенных факторов, позволяющих повысить категорию качества ссуды, а также устанавливает примерный перечень документов и информации, которая может использоваться при оценке уровня кредитоспособности заёмщиков — застройщиков, использующих счета эскроу.

Указание Банка России вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.



Базельский комитет по банковскому надзору 

Введение руководящих принципов взаимодействия и сотрудничества между пруденциальным надзором и надзором в рамках ПОД/ФТ, 8 ноября 2019 года

Базельский комитет проводит консультации по внедрению руководящих принципов взаимодействия и сотрудничества между пруденциальным надзором и надзором в рамках противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

В соответствии с целями и задачами стандартов, изданных Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), и руководящими принципами, опубликованными Базельским комитетом, предлагаемые изменения содержат дополнительные подробные руководящие принципы для укрепления взаимодействия и сотрудничества между пруденциальными надзорными органами и органами ПОД/ФТ.

Предлагаемые изменения к рациональному регулированию рисков, связанному с отмыванием денег и финансированием терроризма, включают новое положение в разделе «Роль надзорных органов», в котором рекомендуется создать эффективную систему взаимодействия и приложение, содержащее дополнение с конкретными рекомендациями и наглядными примерами для содействия сотрудничеству в области надзора.

Комитет предлагает представить замечания по консультационному документу. Замечания необходимо загрузить сюда до 6 февраля 2020 года. Все замечания будут опубликованы на веб-сайте Банка международных расчётов, если только респондент не обратится с просьбой о конфиденциальном обращении.

Руководящие принципы функционирования отраслевого контрциклического буфера капитала, 27 ноября 2019 года

Стандарт Базельского комитета по банковскому надзору (BCBS) в рамках Базеля III включает в себя режим контрциклического буфера капитала (CCyB). Национальные органы власти могут реализовать требование CCyB, с тем чтобы гарантировать наличие дополнительного буфера капитала у банковской системы для защиты от потенциальных будущих потерь, связанных со спадами в кредитном цикле. 

Отраслевой контрциклический буфер капитала (SCCyB) является полезным дополнением к CCyB. В то время как дополнительные требования банка к капиталу после активации CCyB зависят от общих активов, взвешенных по риску, SCCyB является более целенаправленной мерой, позволяющей национальным органам власти временно вводить дополнительные требования к капиталу, которые непосредственно касаются наращивания риска в конкретном секторе. Влияние SCCyB будет зависеть от подверженности банка конкретному кредитному сегменту (например, кредитам на жилую недвижимость). Целевые инструменты, такие как SCCyB, могут быть эффективными для оказания помощи в создании устойчивости на ранних стадиях и таким образом, чтобы более эффективно минимизировать непреднамеренные побочные эффекты, могут использоваться более гибко, чем универсальные инструменты. 

Эти руководящие принципы призваны содействовать осуществлению SCCyB на последовательной основе во всех юрисдикциях. Руководящие принципы не включены в Базельские стандарты и применимы только к тем юрисдикциям, которые принимают решение осуществлять их на добровольной основе.

Риск при переоценке кредита — целевые поправки, 28 ноября 2019 года

Совершенствование методологии капитала в целях более эффективного учёта рисков при переоценке кредита (CVA) является одним из ключевых элементов общих усилий Базельского комитета по реформированию мировых регуляторных стандартов в качестве ответной меры на глобальный финансовый кризис.

В настоящем консультационном документе предлагается набор целевых корректировок к методологии оценки риска при переоценке кредита (CVA), выпущенной в декабре 2017 года. Эти изменения направлены на приведение соответствующих частей пересмотренной методологии рисков CVA в соответствие с минимальными требованиями к капиталу для рыночного риска, опубликованными в январе 2019 года, а также требованиями к капиталу для банковских рисков перед центральными контрагентами.

Кроме того, комитет запросил обратную связь о возможной корректировке общей калибровки требований к капиталу, рассчитанных в соответствии со стандартизированным и базовым подходами к CVA.

Предлагаемый текст стандартов был подготовлен в новом модульном формате, который соответствует стилю Базельской методологии. Комитет предлагает представить замечания по консультационному документу. Замечания необходимо загрузить сюда до 25 февраля 2020 года. Все замечания будут опубликованы на веб-сайте Банка международных расчётов, если только респондент не обратится с просьбой о конфиденциальном обращении.



Совет Федеральной резервной системы 

Совет Федеральной резервной системы приглашает к обсуждению предложения о продлении на 18 месяцев первоначальных сроков выполнения требований для иностранных банков с учётом правила о кредитном лимите при участии единого контрагента, 8 ноября 2019 года

Совет Федеральной Резервной Системы объявил о возможности обсуждения предложения о продлении на 18 месяцев первоначальных сроков соблюдения требований для иностранных банков, подпадающих под действие правила о кредитном лимите при участии единого контрагента. Это продление дало бы дополнительное время для вступления в силу версий правила для иностранных юрисдикций и применялось бы только к совокупным операциям иностранных банков в США, а не к любым американским промежуточным холдинговым компаниям этих банков.

В июне 2018 года Совет завершил разработку правила для того, чтобы повысить финансовую стабильность путём ограничения риска, который может представлять крупный отечественный или иностранный банк по отношению к другому контрагенту. Правило применяло эти ограничения как к промежуточной холдинговой компании, так и к совокупным операциям американских иностранных банков. Что касается ограничений, применяемых к совокупным операциям в США, то правило Совета позволяет иностранному банку соблюдать их, удостоверяя, что он соответствует аналогичному правилу или стандарту страны регистрации.

На сегодняшний день некоторые иностранные юрисдикции находятся в процессе доработки своих правил или стандартов. Это продление даст иностранным банкам дополнительное время для выполнения правила Совета путём сертификации с использованием аналогичного правила или стандарта страны регистрации. Все остальные части правила Совета остаются неизменными.

Согласно этому предложению, крупнейшие иностранные банки должны будут выполнить требования к 1 июля 2021 года, в то время как более мелкие иностранные банки должны будут выполнить требования к 1 января 2022 года. Комментарии принимаются в течение 30 дней после публикации в Федеральном реестре.

Агентства завершают внесение изменений в дополнительный показатель левериджа в соответствии с требованиями Закона об экономическом росте, ослаблении регуляторно-административного воздействия и защите потребителей S.2155 (Economic Growth, Regulatory Relief, and Consumer Protection Act), 19 ноября 2019 года

Федеральные органы, регулирующие банковскую деятельность, завершили внесение изменений в требования к капиталу для банковских организаций, преимущественно занимающихся хранением ценных бумаг, как того требует Закон об экономическом росте, ослаблении регуляторно-административного воздействия и защите потребителей S.2155 (EGRRCPA). Окончательное правило остаётся неизменным по сравнению с предложением, опубликованным для общественного обсуждения в апреле 2019 года.

EGRRCPA требует, чтобы агентства позволили фирмам, которые в основном занимаются хранением ценных бумаг, хранением ценностей в банковских сейфах и обслуживанием активов, исключать квалифицированные депозиты в определённых центральных банках из дополнительного показателя левериджа. Дополнительный показатель левериджа является одним из многих инструментов, используемых федеральными органами банковского регулирования для определения минимальных необходимых уровней капитала и обеспечения финансовой стабильности в случае возникновения стресса в банковской системе. Это относится только к крупным или сложным международным банковским организациям.

Основываясь на текущих данных, только Bank of New York Mellon Corporation, Northern Trust Corporation и State Street Corporation, а также их дочерние депозитарные учреждения могли бы претендовать на это правило.

Федеральные органы банковского регулирования выпустили окончательное правило по обращению с высоковолатильной коммерческой недвижимостью, 19 ноября 2019 года

Три федеральных органа банковского регулирования завершили разработку правила с целью изменения режима рисков высоковолатильной коммерческой недвижимости (HVCRE) в соответствии с требованиями Закона об экономическом росте, ослаблении регуляторно-административного воздействия и защите потребителей S.2155 (Economic Growth, Regulatory Relief, and Consumer Protection Act).

Последнее правило уточняет некоторые термины, которые содержатся в определении рисков HVCRE и в целом соответствуют определениям, использованным в инструкциях отчёта по требованию. В заключительном правиле также разъясняется режим кредитных учреждений, которые финансируют жилую недвижимость на одну–четыре семьи, и застройка земельных участков, что в значительной степени аналогично предложению, опубликованному в июле.

Кроме того, в ответ на замечания заключительная версия правила предоставляет банковским организациям возможность сохранить свой текущий режим капитала для ссуд на покупку активов другой фирмы, кредитов на цели развития или строительных кредитов, выданных в период с 1 января 2015 года до 1 апреля 2020 года, даты вступления в силу окончательного правила.

Федеральные органы банковского регулирования завершают работу над правилом, уточняющим процедуру расчёта кредитного риска контрагента для деривативных контрактов, 19 ноября 2019 года

Три федеральных органа банковского регулирования совместно объявили об окончательной версии правила, уточняющего, каким образом определённые банковские организации должны рассчитывать кредитный риск контрагента для деривативных контрактов в соответствии с их регуляторными правилами капитала.

Последнее правило реализует «стандартизированный подход по кредитному риску контрагента», также известный как SA-CCR. Эта обновлённая методология лучше отражает улучшения, произошедшие на рынке деривативов после финансового кризиса 2007–2008 годов, такие как централизованный клиринг и требования маржи. SA-CCR заменит «текущую методологию рисков» для крупных, действующих на международном уровне банковских организаций, в то время как другие, более мелкие банковские организации могут добровольно принять SA-CCR.

Хотя в целом это предложение соответствует предложению, опубликованному для обсуждения в октябре 2018 года, окончательная версия правила была пересмотрена в ответ на полученные во время обсуждения замечания. Эти изменения включают пересмотренные требования к капиталу для деривативных контрактов с коммерческими контрагентами-потребителями.

По оценкам агентств, окончательная версия правила существенно не повлияет на текущий размер капитала в банковской системе, хотя влияние на отдельные банковские организации будет варьироваться в зависимости от их портфелей.

Совет Федеральной Резервной Системы, Федеральная корпорация по страхованию депозитов и Служба финансового контроля совместно издали окончательную версию правила. Оно вступит в силу 1 апреля 2020 года с обязательной датой соблюдения — 1 января 2022 года.

Совет Федеральной Резервной Системы объявляет о ежегодной индексации суммы освобождения от резервных требований и индексации низкой резервной транши на 2020 год, 20 ноября 2019 года

Совет Федеральной Резервной Системы объявил о ежегодной индексации суммы освобождения от резервных требований и индексации низкой резервной транши. Эти суммы используются при расчёте резервных требований для кредитных организаций. Совет также объявил о ежегодной индексации предельного уровня неосвобождённого депозита и снижении размера позиции.

Все кредитные организации должны держать установленный процент определённых видов депозитов в виде резервов либо в виде наличности в банковском хранилище, либо в виде депозита в Федеральном резервном банке или в виде депозита на пропускном счёте в соответствующем учреждении. В настоящее время резервные требования оцениваются по официальным счетам чистых сделок кредитной организации (в основном на вкладах до востребования). Кредитные организации также должны регулярно представлять отчёты о своих депозитах и других резервируемых обязательствах.

Для счетов чистых сделок в 2020 году первые 16,9 миллионов по сравнению с 16,3 миллионами в 2019 году будут освобождены от резервных требований. 3-процентный резервный норматив будет применяться к счетам чистых сделок свыше 16,9 включительно до124,2 миллионов долларов США по сравнению с 127,5 миллионами долларов США в 2019 году. 10-процентный резервный норматив будет применяться к счетам чистых сделок в размере, превышающем 127,5 миллионов.

Эти годовые корректировки, известные как корректировка суммы освобождения от резервных требований и корректировка низкой резервной транши, основаны на росте совокупных резервируемых обязательств и счетов чистых сделок, соответственно, во всех депозитных учреждениях в период с 30 июня 2018 года по 30 июня 2019 года.

Новая низкая резервная транша и сумма освобождения от резервных требований будут применяться к 14-дневному периоду поддержания резервов, который начинается 16 января 2020 года. Для кредитных организаций, которые еженедельно представляют данные по депозитам, этот период поддержания совпадает с 14-дневным расчётным периодом, который начинается 17 декабря 2019 года. Для кредитных организаций, которые ежеквартально представляют данные по депозитам, этот период поддержания совпадает с семидневным расчётным периодом, который начинается 17 декабря 2019 года.

Совет также внёс ежегодные корректировки в предельный уровень неосвобождённого депозита и снижение размера позиции. Эти суммы используются для определения частоты, с которой кредитные организации должны представлять депозитные отчёты. Прилагаемое уведомление Федерального реестра содержит описание этих корректировок и границ отчётности по депозитам, которые вступят в силу в 2020 году.

 


Европейская служба банковского надзора

Европейская служба банковского надзора публикует общеевропейскую методологию стресс-тестирования 2020 года и проекты шаблонов, 7 ноября 2019 года

Европейская служба банковского надзора (EBA) опубликовала окончательную методологию и проект шаблонов для стресс-тестирования 2020 года в масштабах всего ЕС, а также основные этапы этой процедуры. Методология и шаблоны охватывают все соответствующие области риска и включают обратную связь, полученную в ходе обсуждения с представителями отрасли летом 2019 года. Процедура стресс-тестирования официально начинается в январе 2020 года, а её результаты будут опубликованы к 31 июля 2020 года.

Совет надзорных органов EBA согласовал публикацию пакета стресс-тестирования 2020 года в масштабах всего ЕС, который включает методологию, шаблоны и руководящие принципы. Аналогично с процедурой 2018 года, стресс-тестирование 2020 года в масштабах всего ЕС является коллегиальной процедурой с ограничениями, которые включают предположение о статическом балансе. Данная процедура в первую очередь направлена на оценку влияния факторов риска на платёжеспособность банков. Банки обязаны определить общий набор рисков (кредитный риск, включая секьюритизацию; рыночный риск и кредитный риск контрагента, а также операционный риск, включая поведенческий риск). Кроме того, банкам предлагается спрогнозировать влияние сценариев на чистый процентный доход и сделать упор на P&L (статью прибылей и убытков) и единицы основного капитала, не охваченные другими видами риска.

Проект шаблонов стресс-тестирования также публикуется вместе с руководящими принципами, содержащими инструкции по заполнению шаблонов. Проект шаблонов может быть подвергнут незначительным техническим корректировкам до его окончательной публикации.

Ключевые контрольные сроки проведения стресс-тестирования 2020 года в масштабах всего ЕС

  • Начало процедуры запланировано на конец января 2020 года;

  • Первая подача результатов в EBA — на начало апреля 2020 года;

  • Вторая подача результатов в EBA — на середину мая 2020 года;

  • Окончательное представление результатов в EBA — на середину июля 2020 года;

  • Публикация результатов планируется к концу июля 2020 года.

EBA публикует свою дорожную карту по пакету мер по снижению рисков, 21 ноября 2019 года

Европейская служба банковского надзора (EBA) опубликовала набор «дорожных карт», в которых излагаются её подходы и сроки для передачи мандатов, вытекающих из Пакета мер по снижению рисков, принятого Советом ЕС и Европейским парламентом 20 мая 2019 года. Эти мандаты сосредоточены главным образом на таких областях, как управление и вознаграждение, крупные риски, санация, а также отчётность и раскрытие информации. Помимо уточнения последовательности мандатов и обоснования их приоритизации, «дорожные карты» направлены на то, чтобы обеспечить предварительное понимание мандатов в сочетании с некоторыми основными руководящими указаниями. Эта работа поможет EBA в работе над тем, чтобы Европейский единый свод правил стал более всеобъемлющим, соразмерным и способным отражать изменения в банковском секторе.

Пакет мер по снижению рисков закрепляет за EBA более 100 новых мандатов в соответствии с пересмотренной Директивой о требованиях к капиталу (CRD V), Регламентом о требованиях к капиталу (CRR II), Директивой о восстановлении и санации банков (BRRD II). Большинство мандатов направлены на завершение и обновление единого свода правил, а также на мониторинг практики регулирования в рамках единого рынка для обеспечения эффективного и последовательного осуществления таких правил.

В области управления EBA будет способствовать оптимизации существующей методологии с акцентом на окончательную версию проектной документации в области вознаграждения. В области крупных рисков приоритет EBA будет заключаться в завершении работы над методологией, в которую в настоящее время не включена деятельность EBA, а именно в определении рисков, связанных с производными финансовыми инструментами. Что касается Pillar 2, то EBA рассмотрит вопрос о том, как обеспечить соответствие методологии Pillar 2 и поставленной цели с учётом текущих и новых задач. В частности, будет усилена пропорциональность, а аспекты борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (ПОД/ФТ) вместе с аспектами устойчивого финансирования будут уточнены, как и дополнительные компоненты капитала в рамках Pillar 2. Что касается санации, то здесь работа EBA направлена на содействие эффективному урегулированию и обеспечению готовности к этой ситуации, так чтобы в вопросах калибровки и мониторинга минимальных требований к собственным средствам и обязательствам, используемым для покрытия убытков в области надзорной отчётности (MREL), EBA была нацелена на достижение эффективной методологии отчётности с повышенной пропорциональностью. Наконец, в рамках деятельности EBA по раскрытию информации, цель EBA — стать центром Pillar 3 в масштабах всего ЕС после завершения проекта EUCLID. 

EBA консультирует по конкретным требованиям надзорной отчётности по рыночному риску, 21 ноября 2019 года

Европейская служба банковского надзора (EBA) начала публичную консультацию по конкретным требованиям надзорной отчётности в отношении рыночного риска, которые являются первыми элементами фундаментального пересмотра торгового портфеля (FRTB), введённого пересмотренным Регламентом о требованиях к капиталу (CRR2) в пруденциальной методологии ЕС. Консультация продлится до 7 января 2020 года.

Этот консультационный документ включает предложения, касающиеся шаблона пороговых значений, что даёт представления о размере торговых портфелей учреждений и объёме их бизнеса, подверженного рыночному риску, а также сводный шаблон, отражающий требования к собственным средствам в соответствии с «Альтернативным стандартизированным подходом» к рыночному риску (MKR-ASA). Настоящий консультационный документ является первым шагом по рассмотрению элементов мандата статьи 430b CRR, касающихся MKR-ASA. Требования к отчётности по новой методологии рыночных рисков будут постепенно расширяться с течением времени.

Памятуя о важности расширения требований к отчётности, вытекающей из FRTB, EBA применяет постепенный подход, поскольку учреждения также будут по-прежнему подчиняться действующей методологии рыночных рисков и соответствующим требованиям к отчётности.

Этот консультационный документ является одним из результатов, представленных в «дорожной карте» EBA по пакету мер по снижению риска, который включает стратегию EBA по осуществлению мандатов CRR2/CRD5, BRRD2 и IFR в методологии отчётности.

EBA запускает консультации по вопросам раскрытия информации и отчётности MREL и общей способности поглощения убытков, 22 ноября 2019 года

EBA начала публичные консультации по проекту технических стандартов реализации (ITS) по раскрытию информации и отчётности для минимальных требований к собственным средствам и обязательствам, используемым для покрытия убытков в области надзорной отчётности (MREL) и в требовании к общей способности поглощения убытков (TLAC). Это первый случай, когда EBA вводит гармонизированные требования к отчётности и раскрытию информации для MREL и TLAC. Эти проекты ITS основаны на комплексном подходе и в случае раскрытия информации согласуются со базельскими стандартами Pillar 3. Объединяя раскрытие информации и отчётность, EBA стремится максимально повысить эффективность работы учреждений и облегчить использование информации органами власти и участниками рынка. Консультация продлится до 22 февраля 2020 года.

Проектные ITS включает предложения по шаблонам и таблицам, реализующим требования TLAC/MREL к раскрытию информации и отчётности. В дополнение к проектным ITS, консультационный документ включает в себя два рекомендованных шаблона отчётности, тем самым обеспечивая прогноз позиций и структуры финансирования MREL и TLAC, а также требования к раскрытию информации в отношении сопоставления файлов и отчётности.

Комплексный подход направлен на оптимизацию эффективности деятельности учреждений при выполнении ими своих обязательств по раскрытию информации и представлению отчётности, облегчение использования информации органами власти и участниками рынка и поощрение рыночной дисциплины. С этой целью:

  • MREL и TLAC были объединены для шаблонов отчётности и раскрытия информации;

  • Требования к отчётности и раскрытию информации закреплены в едином своде ITS;

  • Раскрытие количественной информации интегрируется с данными надзорной отчётности, и между ними обеспечивается сопоставление;

  • Шаблоны раскрытия информации в отношении TLAC были приведены в соответствие с базельскими стандартами Pillar 3.

Этот консультационный документ является одним из результатов, представленных в «дорожной карте» EBA по пакету мер по снижению рисков, в котором объясняется стратегия EBA в отношении Pillar 3 по внедрению всеобъемлющей методологии раскрытия информации с тем, чтобы стать центром Pillar 3 в масштабах всего ЕС, а также раскрывается комплекс процедур EBA для более эффективной и пропорциональной надзорной отчётности. 

EBA опубликовала руководящие принципы по управлению в области ИКТ и управлению рисками, связанными с нарушением безопасности, 28 ноября 2019 года

EBA опубликовала свои окончательные руководящие принципы по управлению в области ИКТ и управлению рисками, связанными с нарушением безопасности. Эти руководящие принципы устанавливают требования к кредитным организациям, инвестиционным фирмам и поставщикам платёжных услуг (PSP) в отношении смягчения и управления их рисками в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и управлению рисками, связанными с нарушением безопасности, и направлены на обеспечение последовательного и надёжного подхода на Едином Европейском рынке. Данные принципы вступят в силу 30 июня 2020 года. 

Возрастающее распространение цифровых технологий в финансовом секторе и растущая взаимосвязь между финансовыми учреждениями и третьими сторонами делают операции финансовых учреждений уязвимыми к внутренним и внешним рискам в области ИКТ, а также рискам, связанным с нарушением безопасности, которые потенциально могут поставить под угрозу жизнеспособность операций. В результате эффективное управление рисками в области ИКТ и рисками, связанными с нарушением безопасности, является ключевым фактором для финансового учреждения в достижении его стратегических, корпоративных, операционных и репутационных целей.

В этих руководящих принципах изложены ожидания в отношении того, каким образом все финансовые учреждения должны управлять внутренними и внешними рисками в области ИКТ и рисками, связанными с нарушениями безопасности, которым подвержены данные учреждения. Это руководство также помогает финансовым учреждениям лучше понять надзорные ожидания в отношении управления указанными рисками, включая надёжное внутреннее управление, требования к информационной безопасности, операции в области ИКТ, управление проектами и изменениями и управление непрерывностью деятельности.

Руководящие принципы также охватывают управление отношениями PSP с пользователями платёжных услуг (PSU) для того, чтобы пользователи были осведомлены о рисках безопасности, связанных с платёжными услугами, и снабжены инструментами для отключения определённых платёжных функций и мониторинга платёжных операций.

Руководящие принципы адресованы кредитным организациям и инвестиционным фирмам, определённым в Директиве о требованиях к капиталу (CRD), для всех видов их деятельности, а также PSP, подпадающим под действие пересмотренной директивы о платёжных услугах (PSD2), для осуществляемых ими платёжных услуг. 



Управление Пруденциального Регулирования 

Применение «меры переходного характера в отношении технических положений» в рамках Solvency II, 14 ноября 2019 года

Обновление от 14 ноября 2019 года: этот надзорный отчёт был обновлён после публикации программного заявления (ПЗ) PS25/19 «“Применение меры переходного характера в отношении технических положений” в рамках Solvency II», чтобы обеспечить ясность в отношении ожиданий PRA относительно того, как мера переходного характера в отношении технических положений (TMTP) должна применяться в течение переходного периода и процесса пересчёта TMTP. Ожидания, изложенные в отчёте, вступят в силу после публикации ПЗ 14 ноября 2019 года.

Опубликовано 25 мая 2016 года.

Пересчёт «меры переходного характера в отношении технических положений» в рамках Solvency II

Директива Solvency II позволяет пересчитывать меру переходного характера в отношении технических положений (TMTP) каждые 24 месяца или чаще, если профиль риска фирмы существенно изменился. Эти положения Директивы были перенесены в Положения Solvency 2 Казначейства Её Величества 2015 (2015/575) (см. Положение 54). Цель настоящего надзорного отчёта состоит в том, чтобы обеспечить ясность в отношении ожиданий PRA и предлагаемого процесса для пересчёта TMTP.

Этот отчёт касается всех страховых компаний Великобритании в рамках Solvency II и для страховой компании Ллойд. Это особенно актуально для фирм, которым было предоставлено разрешение на использование TMTP, или для таких фирм, которые рассматривали возможность применения этой меры переходного характера.

В частности, в отчёте излагаются ожидания PRA и предлагаемый процесс для: 

  • обращения к фирмам с просьбой провести пересчёт меры переходного характера;

  • оценки заявки фирмы на пересчёт на основе существенного изменения профиля риска.

Настоящий отчёт расширяет общий подход PRA, изложенный в его документе о подходе к страхованию.

В консультационном документе (КД) CP15/16 (см. связанные ссылки) PRA провела консультации по проекту заявления о надзоре, в котором были изложены ожидания PRA в отношении пересчёта TMTP. PRA получило ряд ответов на этот документ от фирм и отраслевых организаций, которые приветствовали меры PRA по обеспечению ясности в этой области политики. Респонденты особое внимание обратили на предлагаемое тестирование существенности и просили внести дополнительную ясность в ожидания PRA в отношении методологии пересчёта TMTP.

PRA рассмотрело полученные комментарии к КД и внесло соответствующие поправки в заключительный отчёт:

  • PRA ожидает, что фирмы будут обновлять расчёт TMTP каждые 24 месяца по состоянию на последний рабочий день в декабре, а не на первый рабочий день в январе;

  • что касается подхода PRA к оценке существенности изменения профиля риска в результате изменения условий работы, то в заключительном отчёте разъясняется, что означает устойчивое развитие;

  • в заключительном отчёте излагается соразмерный подход, который PRA будет применять в отношении пересчётов TMTP фирмами, а также содержится просьба обсудить предлагаемую PRA методологию с представителями надзорных органов.

Solvency II: Применение мер переходного характера в отношении технических положений, 14 ноября 2019 года

Solvency II: Применение мер переходного характера в отношении технических положений — PS25/19

Обзор

Настоящее программное заявление (ПЗ) PRA комментирует ответы на консультационный документ (КД) CP11/19 «Solvency II: Применение переходной меры в отношении технических положений» (см. стр. 2 из 2). В нём также содержится заключительный надзорный отчёт PRA SS6/16 «Применение “меры переходного характера в отношении технических положений” в рамках Solvency II» (см. Приложение).

Окончательная политика призвана:

  • внести ясность в вопрос о согласованности методологий Solvency I и Solvency II, а также

  • предоставить дополнительное руководство для фирм, стремящихся упростить методологию пересчёта меры переходного характера в отношении технических положений (TMTP).

Это ПЗ касается британских страховых и перестраховочных фирм в рамках Solvency II, которым было предоставлено разрешение на использование TMPT, страховой компании Ллойд и фирм, которые рассматривают возможность применения этих мер переходного характера. 

Изменения в проекте политики

Рассмотрев ответы, PRA внесло следующие изменения в проект политики:

  • новый текст, в котором признаётся, что различие между методологией и изменением допущения может основываться на суждении (пункт 3.2 ПЗ);

  • новый параграф, обеспечивающий дополнительную ясность ожиданий PRA для фирм, использующих упрощённую методологию пересчёта TMTP (пункт 4.18E ПЗ).

Solvency II: Применение мер переходного характера по техническим положениям — CP11/19

Обзор

В настоящем консультационном документе (КД) излагаются предложения PRA по обновлению надзорного отчёта SS6/16 «Соблюдение мер переходного характера по техническим положениям в рамках Solvency II».

Предложения направлены на:

  • проведение дополнительных консультаций для фирм, намеревающихся использовать пропорциональный подход к методологии пересчёта мер переходного характера по техническим положениям (TMPT), а также

  • внесение ясности в вопрос о согласованности методологий Solvency I и Solvency II.

Настоящий документ касается британских страховых и перестраховочных фирм в рамках Solvency II, которым было предоставлено разрешение на использование TMPT, страховой компании Ллойд и фирм, которые рассматривают возможность применения этих мер переходного характера.

В ответе на отчёт специального комитета Министерства финансов Великобритании по Solvency II PRA признаёт сложность предоставления услуг по пересчёту TMTP нескольким системам и обязуется рассмотреть возможность упрощения расчётов TMTP.

Предлагаемые обновления документа SS6/16 (приложение) следует толковать в совокупности с

  • главой о мерах переходного характера свода правил PRA;

  • положениями Solvency 2 2015 (2015/575);

  • директивой Solvency II (Статья 308 (d));

  • руководящими принципами Европейской службы по надзору в сфере страхования и негосударственного пенсионного обеспечения (EIOPA) уровня 3;

  • надзорным отчётом SS17/15 «Solvency II: меры переходного характера в отношении безрисковых процентных ставок и технических положений».


Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками 

Незначительная поправка к Постановлению FINMA об обработке данных, 12 ноября 2019 года

Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками (FINMA) вносит незначительные изменения в Постановление FINMA об обработке данных с 1 декабря 2019 года. Это добавление к списку категорий данных, допустимых при сборе данных для мониторинга надлежащего делового оборота: документация, относящаяся к лицу, теперь хранится в собранных данных для мониторинга надлежащего делового оборота, если она показывает, что, несмотря на возможные признаки нарушения надзорного законодательства, против этого лица не может быть начато судебное разбирательство FINMA, поскольку оно укрывается. Письменные обязательства о том, что лицо больше не работает на швейцарском финансовом рынке временно или постоянно, теперь также собираются и хранятся в виде категории данных.

Корректировка стоимости в случае риска дефолта FINMA принимает новые подходы, 14 ноября 2019 года

FINMA реорганизует положения о принципах бухгалтерского учёта для банков. Она вносит корректировки в метод формирования корректировок стоимости для рисков дефолта путём использования новых подходов к ожидаемым потерям или неотъемлемым рискам дефолта. Для достижения этой цели существующий циркуляр по бухгалтерскому учёту банков заменяется на основанный на принципах нормативный документ и упорядоченный циркуляр.

Теперь, когда этап консультаций завершён, FINMA публикует новую и окончательную версию нормативного документа FINMA О бухгалтерском учёте и полностью пересмотренный циркуляр «Бухгалтерия — банки». Нормативный документ содержит основные положения, касающиеся оценки и признания. В новом циркуляре излагается нынешняя позиция FINMA по вопросам бухгалтерского учёта и раскрытию информации. FINMA выпускает эти стандарты, так как является законодателем стандартов бухгалтерского учёта для банков Швейцарии. Этот нормативный документ и циркуляр вступают в силу с 1 января 2020 года. Переходный период продолжительностью не более шести лет применяется для формирования корректировок стоимости ожидаемых убытков или для любых дополнительных корректировок стоимости для неотъемлемых рисков дефолта.

FINMA меняет свой подход к формированию корректировок стоимости для рисков дефолта по не скорректированным дебиторским задолженностям с целью устранения недостатков в существующей системе, в частности риска проциклического эффекта из-за слишком позднего создания корректировок стоимости. Эта тема также обсуждалась в международных стандартах бухгалтерского учёта: новый подход уже применяется в положениях МСФО с 2018 года и будет внедрён в ОПБУ США с 2020 года. По сравнению с этими стандартами, новые подходы к формированию корректировок стоимости рисков дефолта в швейцарских стандартах значительно проще и более основаны на принципах.

Корректировки стоимости должны регулироваться пропорционально

Новые подходы к формированию корректировок стоимости рисков дефолта должны быть пропорциональными. Только системно значимые банки обязаны детально сформировать ожидаемые потери в своих кредитных портфелях. Участники процесса консультаций особенно приветствовали эту пропорциональность и предоставленную им методическую свободу действий. FINMA включила отдельные элементы пояснительного комментария в нормативный документ по просьбе тех, кто участвовал в процессе консультаций. Однако она решила не включать более подробные определения в связи с новыми подходами к корректировке стоимости, как это было предложено, поскольку это ограничило бы преднамеренно предоставленную свободу выбора метода и противоречило бы подходу, основанному на принципах.

Другие новости

Регуляторный дайджест за март 2020 года

Совет директоров Банка России в связи с распространением коронавирусной инфекции и её влиянием на экономическую активность в отдельных отраслях принял решение не применять с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 и года надбавки к коэффициентам риска по предоставляемым в указанный период валютным кредитам организациям, производящим лекарственные средства, материалы и оборудование...

9 июня, 2020