Регуляторный дайджест за февраль 2018 года

BIS.jpg
В документе Implications of fintech developments for banks and bank supervisors Базельский комитет раскрыл свое видение перспектив индустрии финансовых технологий (финтех), которая очень активно развивается в последние годы. Рассматриваются пять возможных вариантов взаимодействия финтех-индустрии и традиционного банковского бизнеса:

  • крупные банки захватят лидерство в сфере финансовых инноваций;

  • появятся новые банки, которые оттеснят прежних лидеров;

  • финансовые сервисы будут распределены по индустрии без четкой сегментации: традиционные (банки) и новые (финтех-компании) участники могут как предоставлять сервис, так и взаимодействовать с клиентом;

  • финтех-компании займут нишу взаимодействия с клиентом, оставив банкам предоставление сервиса;

  • банки исчезнут, уступив место более гибким и функциональным финтех-компаниям.

Наряду с традиционными для банковской сферы рисками (кредитный, рыночный, ликвидности и т. д.), финтех-индустрия ставит новые задачи:

  • защита персональных данных;

  • возросший операционный риск в связи с добавлением посредника в отношения клиента и банка;

  • обеспечение кибербезопасности;

  • трансграничное взаимодействие между поставщиком услуг и сервисов;

  • защита от злоупотреблений: финансирования терроризма и отмывания денег.

Базельский комитет считает, что для финтех-компаний необходимо разработать принципы надзора и регулирования.

В документе Pillar 3 disclosure requirements — updated framework Базельский комитет представил обновленные требования к раскрытию банковской информации. В частности, новые шаблоны были предложены для кредитного риска (часть 2), операционного риска (часть 3), оценки левериджа (часть 4) и CVA (часть 5). Документ является консультационным, отзывы принимаются до 25 мая 2018 года.


EBA.gif
Мы хотели бы осветить два документа, которые опубликовал европейский регулятор в феврале. Первый — это предостережение относительно рисков виртуальных валют. В частности, выделяются следующие риски:

  • риск высокой волатильности и, как следствие, больших возможных потерь;

  • отсутствие защиты со стороны регулирующих органов в случае непредвиденных обстоятельств: закрытия торговой площадки, кибератаки и т. д.;

  • риск отсутствия возможности обмена на фиатные деньги в течение долгого периода времени;

  • риск непрозрачного ценообразования;

  • операционные риски криптобиржи;

  • неполнота информации относительно криптовалюты, возможность введения в заблуждение со стороны эмитента;

  • невозможность использования криптовалют для долгосрочных и краткосрочных целей из-за высокой волатильности и неопределенности их будущего.

EBA рекомендует инвестировать в криптовалюты только те деньги, которые будет не жалко потерять.

Также EBA представили обновленный гайд по рискам. В этом документе представлен полный список факторов, используемых для оценки различных типов рисков: ликвидности, рыночного риска, кредитного риска и прочих. EBA собирает данные по этим факторам для 55 крупнейших банков ЕС с февраля 2011.


US Federal Reserve System.png 
Федрезерв в феврале 2018 года презентовал два документа, описывающих ежегодные стресс-тесты Comprehensive Capital Analysis and Review (CCAR) и Dodd-Frank Act Stress Testing (DFAST, для крупных банков проводится раз в полгода): Comprehensive Capital Analysis and Review 2018 Summary Instructions и 2018 Supervisory Scenarios for Annual Stress Tests Required under the Dodd-Frank Act Stress Testing Rules and the Capital Plan Rule. В рамках стресс-теста DFAST крупнейшие американские банки, имеющие более 50 миллиардов долларов активов, должны предоставить в Федрезерв план по функционированию компании и поддержанию уровня достаточности капитала на приемлемом уровне в случае различных сценариев. Три сценария предоставляются регулятором: базовый (текущие экономические тенденции продолжаются), стрессовый (ожидается рецессия, близкая к той, что случилась в 2008—2009 годах) и промежуточный. Банк должен разработать еще два внутренних сценария (базовый и стрессовый) и разработать план действий на случай их реализации.

Все банки, имеющие активы более 10 миллиардов долларов, также участвуют в DFAST. Отличия CCAR и DFAST описаны в этом документе.


Finma.png
Одновременно с Базельским комитетом на проблему ICO также обратил внимание швейцарский регулятор FINMA, выпустивший документ ICO Guidelines.

Основное внимание FINMA будет уделять препятствованию отмыванию денег и включению некоторых ICO в поле зрения регулирующих органов. FINMA различает 3 типа ICO:

  • Платежи (пример — криптовалюты). Для таких ICO FINMA будет обращать особое внимание на препятствование отмыванию денег.

  • Доступ к сервисам. Такие токены будут рассматриваться и регулироваться как ценные бумаги.

  • Участие в капитале (аналог акций). Подобные токены также будут определяться как ценные бумаги, и к ним будут предъявлены соответствующие требования.

Также FINMA запретил швейцарскому отделению Газпромбанка принимать новых клиентов на Private Banking ввиду многочисленных нарушений в препятствовании отмыванию денег. Подробности здесь.


Bank of England.jpg
Английский регулятор PRA выпустил в этом месяце три документа, на которые мы обратили внимание. Первый — Algorithmic Trading, касается риск-менеджмента в алготрейдинге. PRA выдвинул следующие предложения:

  • необходимо, чтобы компания явно задавала рамки алгоритмического трейдинга и чтобы в этой области была четкая структура управления;

  • необходим четкий процесс утверждения алгостратегий с вовлечением всех заинтересованных сторон;

  • все алгостратегии должны быть протестированы, необходима периодическая ревалидация;

  • необходимо поддерживать адекватную документацию по всем стратегиям;

  • риски алготрейдинга должны быть включены в сферу внимания подразделения риск-менеджмента.

В документе Credit Risk: Eligibility of guarantees as unfunded credit protection PRA сформулировала требования к нефондируемым гарантиям по кредитам (к таковым относится, например, кредитный дефолтный своп). В частности, они должны:

  • исполняться во всех относящихся юрисдикциях;

  • быть четко определенными и неопровержимыми;

  • не содержать никаких дополнительных условий, при которых обязательства могут быть не выполнены в случае, если заемщик не может выполнять свои кредитные обязательства;

  • покрывать все виды выплат должника; если покрытие ограничено, это должно быть отражено в стоимости гарантии.

В документе Pillar 2 liquidity PRA привела рекомендации по оценке и управлению различными видами риска ликвидности, такими как:

  • риск несоответствия денежных потоков — недостаточное покрытие возможного оттока капитала высоколиквидными активами;

  • риск оттока средств вследствие действий, предпринятых компанией для сохранения репутации;

  • риск внутридневной ликвидности;

  • прочие риски.


Центральный банк Российской Федерации (ЦБРФ).jpg
Из новостей по ЦБ РФ можно выделить три документа, направленных на совершенствование регулирования банковских холдингов:

  • Указание от 27.11.2017 № 4620-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 9 сентября 2015 года № 3780-У «О порядке уведомления Банка России об образовании банковского холдинга, о создании управляющей компании банковского холдинга и предоставленных ей полномочиях»».

Все вышеперечисленные документы прошли обсуждение с участниками рынка и были опубликованы на официальном сайте Банка России 28.02.2018.

Другие новости