Регуляторный дайджест за февраль 2019 года

рис. 5.png
Центральный Банк Российской Федерации

Банк России совершенствует требования к инвестированию средств пенсионных накоплений НПФ

Банк России утвердил изменения в Положение Банка России № 580-П, направленные на повышение эффективности инвестиционной деятельности и расширение инвестиционных возможностей негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Так, уточняются критерии, при соблюдении которых НПФ разрешается приобретать акции российских компаний в ходе их первичного публичного предложения инвесторам. В частности, совокупная стоимость акций, впервые предлагаемых к публичному приобретению, должна быть не менее 50 млрд рублей, при этом НПФ может приобрести не более 5% от общего числа таких акций. Кроме того, эмитенту акций должен быть присвоен определенный уровень рейтинга.

Дополнительно документ разрешает НПФ инвестировать в концессионные облигации без кредитного рейтинга при условии, что третьей стороной концессионного соглашения является субъект Российской Федерации.

Информация об уточнении состава резервируемых обязательств кредитных организаций и снижении нормативов обязательных резервов

В целях повышения прозрачности и унификации порядка расчета величины обязательных резервов Банк России принял  решение с 1 апреля 2019 года уточнить состав резервируемых обязательств кредитных организаций, включив в него все долгосрочные обязательства кредитной организации (за исключением обязательств по субординированным инструментам), обязательства кредитной организации перед международными финансовыми организациями, а также перед Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ».

Для компенсации увеличения суммы обязательных резервов вследствие указанного уточнения состава резервируемых обязательств Банк России принял решение об одновременном снижении с 1 апреля 2019 года на 0,25 процентного пункта, до 4,75%, следующих нормативов обязательных резервов:

  • по обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами, физическими лицами и иным обязательствам в валюте Российской Федерации — для банков с универсальной лицензией и небанковских кредитных организаций;

  • по обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами в валюте Российской Федерации — для банков с базовой лицензией.

Нормативы обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам в валюте Российской Федерации для банков с базовой лицензией оставлены без изменений — 1,00%.

Нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций в иностранной валюте также оставлены без изменений:

  • по обязательствам перед физическими лицами — 7,00%;
  • по обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами и иным обязательствам — 8,00%.

Коэффициенты усреднения обязательных резервов, используемые кредитными организациями для расчета усредненной величины обязательных резервов, также оставлены без изменений:

  • для банков с универсальной лицензией и банков с базовой лицензией — 0,8;

  • для небанковских кредитных организаций — 1,0.

В целях упрощения порядка выполнения обязательных резервных требований также отменена необходимость депонирования кредитной организацией, не выполнившей обязанность по усреднению обязательных резервов, денежных средств на отдельном балансовом счете. Кроме того, хранение обязательных резервов после вступления в силу нового порядка будет осуществляться на одном балансовом счете, открытом в Банке России, независимо от вида валюты резервируемых обязательств. Предусматриваются и другие изменения, в том числе связанные с порядком составления кредитными организациями расчета размера обязательных резервов.

Банковское регулирование: опубликован бюллетень за IV квартал 2018 года

В бюллетене приводится информация об изданных за прошлый квартал нормативных актах, а также о проектах нормативных актов, размещенных на сайте Банка России.

В частности, в IV квартале 2018 г. были опубликованы нормативные акты, сохраняющие с 1 января 2019 г. текущие пруденциальные подходы к определению резервов на возможные потери, а также к расчету собственных средств (капитала) и обязательных нормативов в связи с внедрением МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».

Для поддержки и развития проектного финансирования, малого и среднего предпринимательства и других сегментов российской экономики установлен порядок формирования резервов по кредитам и займам, предоставленным в рамках реализации механизма проектного финансирования на базе Внешэкономбанка, расширены условия для включения ссуд в портфель однородных ссуд, дополнен перечень информации, которая помимо официальной отчетности может использоваться для анализа финансового положения заемщика. Кредитным организациям предоставлена возможность не признавать ссуду реструктурированной при снижении процентной ставки по договору. Кроме того, в перечень обеспечения I категории качества включены независимые гарантии и поручительства Корпорации МСП.

Опубликованный Банком России в IV квартале 2018 г. новый подход к определению банками величины кредитного риска по сделкам секьюритизации дал возможность кредитным организациям гораздо более точно оценивать риск, связанный с такими сделками, с помощью учета структуры сделки и расширения спектра применимых коэффициентов риска от 15% для позиций с наилучшим кредитным качеством до полного покрытия капиталом высокорискованных младших траншей секьюритизации. Одновременно выделена так называемая «простая, прозрачная и сопоставимая» секьюритизация, коэффициент риска по которой может быть уменьшен до 10% по вложениям в старшие транши.

Продлено по 31 марта 2019 г. включительно действие текущего значения надбавки поддержания достаточности капитала (1,875%) и установлено последующее поэтапное приведение надбавки к установленному Базелем III значению (2,5%) в 2019 году. Кроме того, перенесено начало применения надбавки за системную значимость в полном размере (1,0%) с 1 января 2020 г. и сохранено ее значение в 2019 г. на действовавшем в 2018 г. уровне (0,65%).

На три года продлено действие льготного коэффициента риска 75% для корпоративных заемщиков, зарегистрированных в Крыму или Севастополе, для расчета нормативов достаточности капитала и концентрации риска, а также действие льготных подходов к оценке рисков по требованиям к заемщикам, в отношении которых иностранными государствами введены меры ограничительного характера. Отменен повышенный коэффициент риска 130% по требованиям к связанным с банком лицам при расчете нормативов достаточности капитала банка.

Кроме того, отменен норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных небанковскими кредитными организациями, осуществляющими депозитно-кредитные операции, своим участникам (акционерам) (Н9.1). Расширен перечень требований к ценным бумагам, с которыми банки с базовой лицензией вправе совершать операции и сделки.

Банк России подготовил ряд проектов нормативных актов, которые размещались на сайте Банка России для оценки регулирующего воздействия в IV квартале 2018 года.

В частности, были предложены требования к системе управления операционными рисками, включая требования к базе данных о риск-событиях. На основе такой базы банки смогут в будущем рассчитывать компоненту потерь, входящую в расчет нормативов достаточности капитала.

В процессе совершенствования регулирования деятельности банковских групп подготовлен проект положения, уточняющий порядок расчета собственных средств (капитала) и обязательных нормативов банковской группы, а также устанавливающий особенности расчета надбавок к нормативам достаточности капитала банковской группы.

В дальнейшем планируется реализовать новые требования к управлению процентным риском по банковскому портфелю и определить порядок расчета величины процентного риска по банковскому портфелю.

Разработан особый порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам, предоставленным компаниям-застройщикам: резерв будет формироваться исходя из комплексного анализа реализуемого проекта в соответствии с установленными критериями.

Для банков с универсальной лицензией предложен новый порядок определения величины кредитного риска по производным финансовым инструментам для расчета обязательных нормативов банков.

Предлагается также скорректировать сроки проведения оценки качества внутренних процедур оценки достаточности капитала в кредитных организациях.

Банки будут раскрывать больше данных в пояснительной информации к отчетности

Указание
 Банка России в связи с реализацией положений МСФО (IFRS) 9 устанавливает дополнительную обязанность раскрывать в пояснительной информации к бухгалтерской (финансовой) отчетности сведения:

— об объеме, составе, структуре и стоимости вложений в финансовые активы и обязательства, а также размере полученной прибыли от операций с данными инструментами;

— об изменении классификации финансовых активов и обязательств с одной категории на другую;

— о размере оценочного резерва под ожидаемые кредитные убытки по обесцененным финансовым активам, его изменениях, а также о причинах его отличия от объемов резерва на возможные потери, формируемого в соответствии с требованиями Банка России;

— о стратегии управления риском по хеджируемым позициям (включая информацию об инструментах, типах и объектах хеджирования) и эффективности хеджирования.

При этом небанковские кредитные организации (НКО) освобождаются от раскрытия информации об основных характеристиках инструментов капитала и принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом (в настоящее время обязанность раскрытия такой информации установлена для всех НКО).

Указание является новой редакцией Указания Банка России от 06.12.2017 № 4638-У «О формах, порядке и сроках раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности». Оно зарегистрировано Министерством юстиции РФ и вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Банк России расширил круг раскрываемой информации о рисках для банков с универсальной лицензией

 Кредитные организации (банковские группы) должны будут дополнительно раскрывать пользователям информацию об оценочных корректировках справедливой стоимости финансовых инструментов, которые обращаются на рынке, характеризующемся низкой активностью и низкой ликвидностью. Также должны раскрываться сведения о показателях глобальной системной значимости кредитной организации и о географическом распределении кредитного и рыночного рисков при расчете антициклической надбавки к нормативам достаточности капитала. Соответствующее указание зарегистрировано Министерством юстиции РФ и вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

При этом небанковские кредитные организации будут раскрывать информацию о принимаемых рисках и процедурах управления ими в рамках бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке, аналогичном установленному для банков с базовой лицензией.

По мнению Банка России, применение изложенных в Руководстве подходов к работе членов совета директоров будет способствовать повышению эффективности управления и конкурентоспособности финансовых организаций, обеспечению их целостности и надежности и, соответственно, повышению стабильности финансового рынка в целом.

рис 3-1.jpg
Prudential Regulation Authority

Solvency II: Передача риска дожития — упрощение ожиданий предварительного уведомления

Управление пруденциального регулирования (PRA) выступило с предложением внести поправки в SS18/16 с целью изменить ожидания относительно того, как организации уведомляют PRA о новых сделках по передаче риска дожития, а также подчеркнуть дополнительный ключевой риск (базисный риск), который должен быть включён в оценку организациями остаточных рисков, возникающих в результате таких транзакций.

US Federal Reserve System.png
Federal Reserve Board

Совет Федеральной резервной системы публикует сценарии программ стресс-тестирования CCAR и Dodd—Frank Act на 2019 год

Совет Федеральной резервной системы (ФРС) во вторник опубликовал сценарии, которые банки и надзорные органы будут использовать для проведения стресс-тестов программы комплексной проверки и анализа капитала (CCAR) 2019 года и стресс-тестирования Додда — Франка.

В стресс-тестировании, проводимом фирмами и советом Федеральной резервной системы, применяются три гипотетических сценария: базовый, неблагоприятный и крайне неблагоприятный. Для цикла 2019 года крайне неблагоприятный сценарий характеризуется серьёзным глобальным спадом, при котором уровень безработицы в США повышается более чем на 6 процентных пунктов до 10 процентов. В соответствии с подходом ФРС для разработки сценариев, более сильная экономика с более низкой отправной точкой для уровня безработицы приводит к более жёсткому сценарию. К крайне неблагоприятному сценарию также относится повышенный стресс на рынках корпоративного кредитования и коммерческой недвижимости.

Неблагоприятный сценарий характеризуется умеренным спадом в США, а также ослаблением экономической активности во всех странах, включенных в сценарий.

Фирмы с крупными торговыми операциями должны будут учитывать шоковую составляющую глобального рынка в рамках своих сценариев. Кроме того, фирмы с существенными торговыми или процессинговыми операциями должны будут включить в сценарий компоненту, учитывающую невыполнение обязательств контрагентом.

Банки должны представить свои планы капитала и результаты стресс-тестирования Федеральному резерву до 5 апреля 2019 года. Федеральный резерв объявит результаты своих надзорных стресс-тестов до 30 июня 2019 года.

Также во вторник ФРС объявила, что освободит менее сложные фирмы от требований стресс-тестирования и CCAR, эффективно переведя фирмы в расширенный цикл стресс-тестов в этом году. Данное решение, как правило, применяется к фирмам с общими консолидированными активами от 100 до 250 миллиардов. В результате эти менее сложные фирмы не будут подвергаться надзорному стресс-тесту в течение цикла 2019 года, и их распределение капитала в этом году будет в значительной степени основано на результатах надзорного стресс-теста 2018 года.

Совет Федеральной резервной системы завершает ряд изменений, которые увеличат прозрачность программы стресс-тестирования для крупнейших и наиболее сложных банков страны

Совет Федеральной резервной системы (ФРС) во вторник завершил ряд изменений, которые увеличат прозрачность программы стресс-тестирования для крупнейших и наиболее сложных банков страны. Изменения призваны улучшить понимание общественностью программы, сохраняя при этом её способность самостоятельно проверять устойчивость крупных банков.

Первое изменение, которое вступит в силу с цикла стресс-тестов 2019 года и будет расширяться в последующие годы, предоставит значительно больше информации о моделях стресс-тестирования, используемых в ежегодной программе Комплексной проверки и анализа капитала (CCAR) ФРС. Эта информация будет включать в себя:

  • диапазоны уровней потерь, оценённые с использованием моделей ФРС, для фактических кредитов, имеющихся у фирм CCAR;

  • портфели гипотетических кредитов с оценкой потерь по моделям ФРС; а также

  • более подробное описание моделей ФРС, такое как, например, описание некоторых уравнений и ключевых переменных, влияющих на результаты моделирования.

Используя эту дополнительную информацию, фирма сможет лучше оценить риски в своём собственном портфеле или сравнить потери от своих собственных моделей с потерями от моделей ФРС. В ответ на комментарии, полученные по предложению от декабря 2017 года, ФРС предоставит дополнительную информацию по ряду моделей, в том числе по тем, которые используются для прогнозирования убытков от операционного риска и чистой выручки перед резервированием. Раскрытие модели будет обновляться каждый год и публиковаться в первом квартале года.

Кроме того, ФРС доработала программное заявление по стресс-тестировании, в котором подробно рассматриваются предшествующие раскрытия и описывается подход ФРС к разработке, реализации и проверке моделей.

ФРС также изменила методику разработки годовых гипотетических экономических сценариев. Изменения предоставят больше информации о гипотетической динамике уровня безработицы и представят количественное руководство для гипотетической динамики цен на жилье, которые являются ключевыми переменными для сценариев. В отличие от остального предложения, Правление не будет добавлять переменные, связанные с затратами на финансирование, в сценарий гипотетического стресс-теста. В дальнейшем Совет будет изучать возможность включения стресса в определённые виды финансирования в свою программу стресс-тестирования.

Совет Федеральной резервной системы (ФРС) обнаружил ошибку в исторических данных использованных для стресс-тестирования 2019 года и выпустил исправление

Ставка по ипотечным кредитам в четвёртом квартале 2018 года была первоначально опубликована как 4,6 процента и должна была составить 4,8 процента. Все остальные переменные — как их исторические значения, так и прогнозируемые значения в гипотетических сценариях — остаются без изменений. Сценарии не являются прогнозами Федеральной резервной системы.

рис 2.gif
Европейская служба банковского надзора

Европейская служба банковского надзора проводит консультации по Руководству по снижению кредитного риска для учреждений, применяющих IRB-подход с собственными оценками LGD

Европейская служба банковского надзора (EBA) организовала консультацию по Руководству по снижению кредитного риска в контексте усовершенствованного подхода на основе внутренних рейтингов (A-IRB). Цель консультации — устранение остающихся существенных различий в подходах в области снижения кредитного риска (CRM), связанных с различными методами надзора либо с особенностями отдельных банков. Этот проект Руководства дополняет Отчёт EBA по CRM, сфокусированный на стандартизированном (SA) и фундаментальном IRB-подходах (F-IRB). Консультация продлится до 25 мая 2019 года.

В Руководстве содержатся рекомендации по применению норм CRM, которые в настоящее время изложены в Положении о требованиях к капиталу (CRR), применяемом к учреждениям, использующим подход A-IRB. В частности, они разъясняют квалификационные требования к различным методам CRM, а именно к обеспеченной и необеспеченной кредитной защите (например, обеспечение и гарантии), доступной учреждениям.

Для обеспеченной кредитной защиты в Руководстве приводятся критерии соответствия квалификационным требованиям правовой определенности и оценки обеспечения, применимым к учреждениям, использующим подходы SA и A-IRB. В Руководстве также разъясняется, как учреждения могут оценивать влияние различных методов CRM, касающихся требований к капиталу. В частности, для необеспеченной кредитной защиты они уточняют набор подходов, доступных учреждениям для распознавания эффектов кредитной защиты путем корректировки оценок параметров риска, то есть вероятности дефолта (PD) или убытков с учетом дефолта (LGD). Кроме того, в Руководстве уточняется, следует ли корректировать значения риска или оценки LGD для признания различных форм обеспеченной кредитной защиты, а именно неттинга и обеспечения.

Европейская служба банковского надзора опубликовала пересмотренное Руководство по соглашениям об аутсорсинге

Европейская служба банковского надзора (EBA) опубликовала пересмотренное Руководство по соглашениям об аутсорсинге, в котором излагаются конкретные положения для структур управления всех финансовых учреждений под надзором EBA в отношении их соглашений об аутсорсинге и соответствующих надзорных ожиданий и процессов. Цель Руководства состоит в том, чтобы создать более согласованную структуру для этих финансовых учреждений, а именно кредитных учреждений и инвестиционных фирм, подпадающих под действие Директивы о требованиях к капиталу (CRD), а также платежных учреждений и эмитентов электронных денег. Рекомендация об аутсорсинге для поставщиков облачных услуг, опубликованная в декабре 2017 года, также включена в Руководство.

В частности, в Руководстве разъясняется, что орган управления каждого финансового учреждения всегда остаётся ответственным за это учреждение и его деятельность. С этой целью орган управления должен обеспечить наличие достаточных ресурсов для надлежащей поддержки и обеспечения исполнения таких обязанностей, включая надзор за всеми рисками и управление соглашениями об аутсорсинге. Аутсорсинг не должен приводить к ситуации, в которой учреждение становится «пустой оболочкой», неспособной исполнять свои обязательства.

Особые задачи по обеспечению эффективного надзора за учреждениями и платёжными учреждениями возникают при передаче функций сторонним поставщикам услуг, расположенным в третьих странах. Ожидается, что финансовые учреждения обеспечат соблюдение законодательства ЕС и нормативных требований (таких как профессиональная тайна, доступ к информации и данным, защита личных данных), в частности, в отношении критических или важных функций, переданных сторонним поставщикам услуг.

В Руководстве указывается, какие договоренности с третьими сторонами следует рассматривать как аутсорсинг. В Руководстве проводится различие между требованиями, предъявляемыми к важным и критически важным соглашениям об аутсорсинге и к другим соглашениям об аутсорсинге. Аутсорсинг важных и критически важных функций оказывает большее влияние на профиль рисков учреждений и платёжных учреждений. Следовательно, требования являются более строгими по сравнению с требованиями для других менее рискованных аутсорсинговых соглашений.

Наконец, компетентные органы обязаны эффективно контролировать соглашения аутсорсинга финансовых учреждений, включая определение и мониторинг концентрации рисков у отдельных поставщиков услуг и оценку того, могут ли такие концентрации представлять риск для стабильности финансовой системы. Для определения таких концентраций риска компетентные органы должны иметь возможность полагаться на всеобъемлющую документацию по соглашениям об аутсорсинге, составленную финансовыми учреждениями.

Другие новости

Регуляторный дайджест за июнь 2019 года

Банк России вводит дополнительные меры по ограничению долговой нагрузки в необеспеченном потребительском кредитовании, 11 июня 2019

В целях ограничения рисков, связанных с закредитованностью населения, Банк России вводит в регулирование показатель долговой нагрузки (ПДН) и планирует с 1 октября 2019 года установить надбавки к коэффициентам риска в зависимости от уровня ПДН и полной стоимости кредита (ПСК).

5 августа, 2019

В Томске прошла конференция «Analytics in motion», которую организовала Econophysica

28 июня 2019 года в г. Томск состоялась конференция «Analytics in motion», организованная компанией Econophysica: 12 спикеров, 9 докладов и 5.5 часов, проведённых в обсуждении когнитивных технологий – именно этой теме была посвящена восьмая конференция.

3 июля, 2019