Регуляторный дайджест за январь 2019 года

BIS.jpg
Управляющие банков и руководители Надзора одобрили доработанную методологию капитала с учётом рыночного риска и рабочую программу Базельского комитета

14 января 2019 года Надзорный орган Базельского комитета, а также Группа управляющих Центральных банков и руководителей надзорных органов (GHOS) одобрили ряд изменений в методологии рыночных рисков, стратегических приоритетах и рабочей программе Комитета на 2019. 

Изменения в методологии рыночных рисков, одобренные GHOS, улучшают её устройство и калибровку путём:

  • внедрения упрощённого стандартизированного подхода для банков с небольшими или несложными торговыми портфелями;
  • уточнения объёма рисков, на которые распространяются требования к капиталу с учётом рыночного риска;
  • повышения чувствительности стандартизированного подхода к риску путём пересмотра режима валютного риска, индексных инструментов и опционов;
  • пересмотра стандартизированных весов риска, применимых к общему риску изменения процентных ставок, валютному риску и отдельным рискам кредитного спреда;
  • пересмотра процесса оценки того, насколько адекватно внутренние модели управления рисками банка отражают риски отдельных торговых бюро (так называемый тест атрибуции прибылей и убытков);
  • пересмотра требований для определения факторов риска, которые могут применяться для внутреннего моделирования, и требований к капиталу, применимых к факторам риска, которые считаются немоделируемыми.

Изменения основаны на количественном анализе воздействия Комитета. Предполагается, что после внедрения пересмотренная методология приведет к средневзвешенному увеличению общих требований к капиталу рыночного риска примерно на 22% по сравнению с методологией Базеля 2.5. С другой стороны, методология, выпущенная в 2016 году, привела бы к средневзвешенному увеличению примерно на 40%. Доля активов, взвешенных по риску (RWA), относящихся к рыночному риску, остаётся низкой: около 5% от общего количества RWA.

Пересмотренная методология рыночных рисков вступит в силу с 1 января 2022 года одновременно с осуществлением реформ Базеля III, утверждённых GHOS в декабре 2017 года. Описание условий, целей и общего воздействия методологии рыночных рисков изложено в сопроводительной пояснительной записке.

Кроме того, GHOS одобрила стратегические приоритеты и рабочую программу Комитета на 2019 год. Рабочая программа Комитета на 2019 год сосредоточена на четырёх ключевых темах: (1) завершение текущих политических реформ и проведение целевых новых политических инициатив, где это необходимо; (2) оценка и мониторинг воздействия посткризисных реформ и оценка возникающих рисков; (3) содействие строгому надзору; и (4) обеспечение полного, своевременного и последовательного осуществления посткризисных реформ Комитета. 

 «Окончательные изменения методологии рыночных рисков дают дополнительную ясность посткризисным реформам в Базеле III и позволяют банкам и органам надзора своевременно внедрять эту методологию. Заглядывая в будущее, Комитет будет уделять всё больше внимания оценке посткризисных реформ и устранению новых и возникающих уязвимостей в банковской системе», — сказал Марио Драги, председатель GHOS и президент Европейского центрального банка.

Стефан Ингвес, председатель Базельского комитета и управляющий Sveriges Riksbank, сказал: «Сегодня, когда GHOS одобрила изменения в стандарте рыночного риска, устраняются нерешенные проблемы разработки и калибровки таким образом, чтобы облегчить своевременное внедрение. Комитет продолжит оценивать свои посткризисные реформы, отслеживать возникающие риски и возобновлять традиционную ориентацию на строгий надзор».

Базельский комитет завершает рассмотрение Принципов рационального управления рисками ликвидности и надзора

Базельский комитет по банковскому надзору завершил обзор Принципов рационального управления рисками ликвидности и надзора 2008 года. Обзор подтвердил, что Рациональные принципы по-прежнему соответствуют целям, и Комитет рекомендует банкам и органам надзора сохранять бдительность в отношении рисков ликвидности на финансовых рынках.

Рациональные принципы подчёркивают важность создания надёжной структуры управления рисками ликвидности для банков. Поскольку внедрение всех стандартов и руководящих принципов является первоочередной задачей для Комитета, в 2017 году был начат обзор Рациональных принципов, который охватывал изменения, связанные с рисками ликвидности на финансовых рынках с 2008 года.

На основании информации, предоставленной странами-участниками Базельского комитета, в результате обзора были сделаны следующие выводы:

  • страны-участники Комитета внедрили Рациональные принципы посредством регулирования опубликованных руководящих принципов или практик надзора;
  • глобальные стандарты ликвидности, введённые в рамках Базеля III, — коэффициент краткосрочной ликвидности (LCR) и коэффициент чистого стабильного фондирования (NSFR) — являются важными дополнениями к Рациональным принципам. Таким образом, банкам и надзорным органам нужно учитывать более широкие аспекты управления рисками ликвидности, которые изложены в Принципах;
  • значительные изменения на финансовых рынках с момента опубликования Рациональных принципов 2008 года, вероятно, окажут влияние на соображения управления рисками ликвидности банка. Изменения включают в себя оцифровку финансовых и платежных систем; развитие финансовых технологий; более широкое использование центрального клиринга деривативов и маржинальности; повышение риска и масштабов кибератак.

Базельский комитет ожидает, что участники рынка сохранят бдительность в управлении рисками ликвидности. В соответствии с Рациональными принципами, практики управления банковских рисков и надзорных органов должны последовательно и неукоснительно применяться в течение экономического цикла, независимо от условий ликвидности на рынке.

рис 2.gif
Европейская служба банковского надзора публикует свою ежегодную оценку соответствия результатов внутренней модели

Европейская служба банковского надзора опубликовала два отчёта о соответствии активов, взвешенных по риску (RWA), во всех учреждениях ЕС, уполномоченных использовать внутренние подходы для расчёта требований к капиталу. Отчёты охватывают кредитный риск для портфелей с высоким и низким уровнем дефолта (LDP и HDP), а также рыночный риск. Контрольные испытания, проводимые Европейской службой банковского надзора на ежегодной основе, являются фундаментальным инструментом контроля для устранения несоответствий и восстановления доверия к внутренним моделям.


Кредитный риск

В отчёте о кредитном риске рассматриваются различные факторы, приводящие к наблюдаемому разбросу по моделям банков. Большинство результатов в целом соответствуют предыдущим результатам тестирования, причём 50% разницы в вариативности объясняется долей дефолтных рисков в портфелях. Остальное может быть объяснено различиями в обеспечении и другими специфичными для учреждений факторами, такими как стратегия и методы управления рисками, характерные особенности портфеля, допущения при моделировании, структура клиентов, а также методы надзора. Это подтверждает предыдущие выводы о том, что изменчивость RWA можно в значительной степени объяснить путём рассмотрения некоторых измеримых особенностей воздействия учреждений.

Для портфелей с низким уровнем дефолта (LDP) сравнивались оценки веса риска учреждений по набору общих контрагентов. Как правило, при замене веса риска на вес медианного учреждения результирующие отклонения будут ниже 10%. Кроме того, изменчивость оценок была стабильной по сравнению с проведённым в 2017 году сравнительным тестированием.

Для портфелей с высоким уровнем дефолта (HDP) предполагаемые значения вероятностей дефолта (PD) и потерь с учётом дефолтов (LGD) сравнивались с наблюдаемыми значениями: с показателями дефолта и с показателями потерь. В отчёте представлены данные, свидетельствующие о том, что большинство учреждений имеют умеренные оценки, в частности, по сравнению с наблюдаемыми значениями за последний год. По сравнению с результатами 2016 года, как уровень дефолта, так и уровень потерь снизились больше, чем оценки PD и LGD за последние годы, что, вероятно, отражает общее улучшение экономических условий.

Компетентные органы провели оценку внутренних моделей, которые были определены как выбросы в сравнительном тестировании. По сравнению с предыдущими тестированиями, в их деятельности по мониторингу все чаще отмечаются проблемы, выявленные в ходе сравнительного тестирования Европейской службы банковского надзора. Это также относится и к внутренним проверкам учреждений. Это обнадёживает и указывает на то, что повышенное внимание со стороны регулирующих и надзорных органов, уделяемое внутренним моделям, способствует непротиворечивости RWA внутренних моделей.

Рыночный риск

По сравнению с предыдущим тестированием анализ 2018 года показывает уменьшение дисперсии первоначальной рыночной оценки (IMV) и показателей риска. Это улучшение было ожидаемым и в основном связано с упрощением эталонных портфелей рыночных рисков. Сохраняется некоторая вариативность результатов, которая в основном обусловлена ​​различными интерпретациями и неоднородной рыночной практикой, применяемой организациями. Некоторые из этих вопросов были решены и качество данных улучшилось.

С точки зрения фактора риска, портфели процентных ставок демонстрируют более низкий уровень дисперсии, чем другие классы активов, что, скорее всего, связано с использованием более согласованных методов и допущений, которые являются более однородными при моделировании риска процентных ставок в разных банках.

В соответствии с предыдущими тестированиями наблюдается значительный разброс по всем показателям риска. Более сложные величины, такие как инкрементные риски (IRC) и ценовые риски (APR), показывают более высокий уровень дисперсии.

Ежегодное эталонное тестирование вносит вклад в работу, проводимую Европейской службой банковского надзора по совершенствованию нормативной базы, повышению конвергенции надзорных практик и восстановления доверия к внутренним моделям. Что касается внутренних моделей кредитного риска, то Европейская служба банковского надзора следует своей дорожной карте для осуществления нормативного обзора внутренних моделей.

Европейская служба банковского надзора публикует окончательное руководство относительно воздействий, связанных с высоким риском

Европейская служба банковского надзора опубликовала окончательную версию Руководящих принципов в отношении типов воздействий, связанных с высоким риском в соответствии с Регламентом о требованиях к капиталу (CRR). С помощью Руководящих принципов Европейская служба банковского надзора стремится не только обеспечить более высокую степень сопоставимости с точки зрения существующей практики в определении воздействий, связанных с высоким риском, но также и облегчить переход к предстоящим пересмотренным нормативным положениям, отмечая, что предстоящее внедрение пересмотренных Базельских стандартов будет применяться только с 2022 года.

Европейские надзорные органы объявляют о заключении многостороннего соглашения об обмене информацией между ЕЦБ и компетентными органами по борьбе с отмыванием незаконных доходов и противодействием финансированию терроризма

Европейские надзорные органы (ESA) 10 января 2019 года утвердили содержание Многостороннего соглашения о практических условиях обмена информацией между Европейским центральным банком (ЕЦБ) и всеми компетентными органами (CA), несущими ответственность за надзор за соблюдением кредитными и финансовыми учреждениями обязательств по борьбе с отмыванием незаконных доходов и противодействию финансированию терроризма (AML/CFT) в соответствии с четвёртой Директивой по борьбе с отмыванием денег (AMLD4). Соглашение создаст чёткую методологию для обмена информацией между ЕЦБ и CA и потенциально повысит эффективность надзора.

В июне 2018 года в AMLD4 были внесены поправки: AMLD5. Поправки включают новую статью 57a (2), которая требует от ESA поддержки заключения соглашения о практических условиях обмена информацией между ЕЦБ и CA.

Эта поправка является частью более широких усилий законодателей ЕС по расширению сотрудничества и обмена информацией между пруденциальными и надзорными органами по AML/CFT посредством чёткого юридического мандата. Для выполнения мандата, ESA совместно с ЕЦБ и СА разработали многостороннее соглашение, которое содержит положения о типе информации и основополагающем процессе обмена; положения о конфиденциальности и защите данных; ситуации, когда в запросе информации может быть отказано; средства коммуникации и язык, используемые при обмене информацией; процесс подписания и процедуры урегулирования споров.

Соглашение было отправлено в ЕЦБ и СА для подписания.

рис. 5.png
Пропорциональное регулирование: 149 банков получили базовые лицензии

В декабре 2018 года завершился переходный период, в течение которого российские банки с капиталом менее 1 млрд рублей должны были либо нарастить капитал до уровня не менее 1 млрд рублей, либо изменить свой статус на банк с базовой лицензией или небанковскую кредитную организацию.

Регулятор завершил работу по рассмотрению документов банков для принятия решения о государственной регистрации соответствующих изменений в их уставы. По состоянию на 30 декабря 2018 года Банк России заменил лицензии 149 действующим банкам в связи с получением ими статуса банков с базовой лицензией. Три банка с универсальной лицензией изменили свой статус на небанковскую кредитную организацию.

Банк России осуществил запланированные работы по настройке регулирования с учётом принципа пропорциональности. Для банков с базовой лицензией регулирование упрощено по сравнению с новыми, технически сложными требованиями, предъявляемыми к банкам с универсальной лицензией. Банки с базовой лицензией должны соблюдать только пять нормативов (два норматива достаточности капитала, один норматив ликвидности, два норматива концентрации кредитного риска), на них распространяются упрощённые требования к раскрытию информации и предоставлению отчётности. Кроме того, такие банки освобождены от необходимости рассчитывать и соблюдать норматив финансового рычага и надбавки к нормативам.

С учётом небольшого капитала, банкам с базовой лицензией в целях защиты от принятия повышенных рисков запрещено проведение ряда операций с иностранными лицами и открытие счетов в иностранных банках, кроме счетов для участия в иностранных платёжных системах. С 6 января 2019 года вступит в силу указание Банка России, расширяющее перечень ценных бумаг, с которыми банки с базовой лицензией вправе осуществлять операции и сделки.
Целевым клиентским сегментом для банков с базовой лицензией является малый и средний бизнес, население. Формирование бизнес-модели банков с базовой лицензией нацелено на обеспечение доступности банковских услуг в регионах, что должно способствовать оживлению роста региональных экономик.

О снижении значения норматива достаточности базового капитала ПАО «Плюс Банк»

Банк России в соответствии с требованиями п. 2.3.4 Положения Банка России от 04.07.2018 № 646-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций („Базель III“)» информирует о том, что согласно отчётности ПАО «Плюс Банк» (далее — Банк) (регистрационный номер 1189) значение норматива достаточности базового капитала (Н1.1) кредитной организации достигло уровня ниже определенного пунктом 2.3.4 Положения в совокупности за шесть и более операционных дней в течение 30 последовательных операционных дней (за период с 11.01.2019 по 16.01.2019).

Одновременно Банк предоставил согласие на размещение информации о совокупной сумме прекращаемых обязательств (14 100 000 долларов США) по договорам субординированных межбанковских займов Банка, необходимых для восстановления значения норматива достаточности базового капитала Банка до уровня не ниже 5,125%. 

US Federal Reserve System.png
Совет Федеральной резервной системы приглашает общественное мнение о предложении, которое изменит требования к стресс-тестированию в соответствии с Законом об экономическом росте, нормативно-правовом регулировании и защите потребителей

Совет Федеральной резервной системы предлагает общественности прокомментировать предложение, которое изменит требования к стресс-тестированию в соответствии с Законом об экономическом росте, нормативно-правовом регулировании и защите потребителей.

Согласно предложению, порог, требующий от государственных банков проведения стресс-тестирования, повышается с 10 млрд долларов в консолидированных активах до 250 млрд долларов. Кроме того, вместо текущего годового цикла от организаций, превышающих пороговое значение, потребуется проведение стресс-тестирования раз в год.

Согласно предложению, также исключается гипотетически «неблагоприятный» сценарий из стресс-тестов, проводимых для банковских холдингов, государственных банков, промежуточных холдинговых компаний иностранных банковских организаций в США и любой небанковской финансовой компании, контролируемой Советом. Аналогичным образом, Совет больше не будет включать «неблагоприятный» сценарий в свои контрольные стресс-тесты. Организациям по-прежнему будет необходимо проверить себя на более серьезном гипотетическом сценарии, известного как «крайне неблагоприятный», а стресс-тесты надзора также будут по-прежнему включать «крайне неблагоприятный» сценарий.

Предложение аналогично отдельным предложениям, выпущенным Федеральной корпорацией по страхованию депозитов и Службой финансового контроля. Комментарии принимаются до 19 февраля 2019 года.

Обзор Общего национального кредита обнаружил некоторое улучшение кредитного качества, риск по кредитам с левериджем остаётся повышенным

Федеральные банковские агентства считают, что риск в портфеле крупных синдицированных банковских кредитов снизился в связи с улучшением условий в большинстве секторов. Несмотря на улучшение, долларовый объём кредитов, оцененных ниже «проходного», в процентах от общего объёма кредитов, остаётся повышенным по сравнению с уровнями, наблюдавшимися в предыдущих экономических циклах, согласно обзору программы «Общий национальный кредит» (SNC).

В отчёте, опубликованном Советом Федеральной резервной системы, Федеральной корпорацией по страхованию депозитов (FDIC) и Службой финансового контроля (OCC), отражены результаты проверок в 2018 году, касающихся кредитов SNC, выданных до 31 марта 2018 года. Кроме того, в обзоре отмечается повышение рисков, связанных с кредитованием и привлечением заёмных средств. Агентства напоминают банкам об обновлении практики управления кредитными рисками по мере изменения профиля рисков заёмщиков и отрасли.

Портфель SNC на 2018 год включал в себя 8 571 источников кредитования для 5 314 заёмщиков на общую сумму 4,4 трлн долларов по сравнению с 4,3 трлн долларов в 2017 году. Наибольший объём обязательств SNC был у банков США: 44,3% от портфеля, за ними следовали иностранные банковские организации и другие организации-инвесторы, такие как секьюритизационные пулы, хедж-фонды, страховые компании и пенсионные фонды. С 1 января 2018 года агентства увеличили минимальный порог совокупных обязательств по предоставлению кредита, который будет включён в обзор, с 20 миллионов долларов до 100 миллионов долларов. Согласно пересмотренному определению, кредитные обязательства незначительно увеличились по сравнению с уровнями, сообщёнными в 2017 году. Однако количество заёмщиков и источников кредитования сократилось.

Пересмотренные кредитные обязательства были расслоены по степени серьёзности их риска — особого упоминания, некачественного, сомнительного или убыточного, последние три из которых известны как «классифицированные». В целом уровень кредитов с рейтингом ниже «проходного» в процентах от общего портфеля SNC снизился по сравнению с прошлым годом с 9,7% до 6,7%. Кредитование с использованием заёмных средств было основным источником общих «специальных упоминаний» и «секретных» ставок, составляющих 73% «специальных упоминаний» и 86% «секретных» обязательств. Инвесторы вне банковской отрасли имели наибольший объём «особых упоминаний» и «секретных» обязательств, за которыми следуют банки США и иностранные банковские организации.

Агентства проводят проверки SNC в первом и третьем календарных кварталах, причём некоторые банки получают по два, а другие — по одному обзору каждый год. Агентства ежегодно выпускают единое заявление, которое включает в себя сводные выводы за предыдущие 12 месяцев. Эта практика представляет полный обзор всего портфеля SNC, который можно сравнить с отчётами за предыдущие годы. Следующий отчёт будет опубликован после проверки SNC в третьем квартале 2019 года.

рис 3-1.jpg
Снижение кредитного риска: право на получение финансового обеспечения

В Консультационном документе (CP) Управление пруденциального регулирования (PRA) излагает предлагаемые изменения в Надзорном отчёте (SS) 17/13 «Снижение кредитного риска» для уточнения ожиданий относительно пригодности финансового обеспечения в качестве накопительной кредитной защиты согласно Части третьей, Разделе II, Главе 4 (Снижение кредитного риска) Регламента о требованиях к капиталу (575/2013) (CRR).

Консультационный документ относится к британским банкам, строительным компаниям, а также британским инвестиционным организациям, обозначенным Управлением и попадающим под действие Регламента CRR.

Критерии признания обеспечения в качестве пригодного в целях снижения кредитного риска (CRM) изложены в Части третьей, Разделе II, Главе 4 Регламента о требованиях к капиталу (CRR). Если обеспечение является финансовым, критерии включают в себя «кредитное качество должника, причём стоимость обеспечения не должно иметь положительной корреляции» (CRR Статья 207(2)).

Что касается безнадзорных кредитов, в некоторых ситуациях значительное падение стоимости финансового обеспечения может само по себе привести к дефолту должника. Таким образом, кредитоспособность должника может значительно зависеть от стоимости финансового обеспечения. Снижение риска при таком обеспечении может быть поставлено под угрозу (CRR Статья 207(2)). По мнению Управления, позиция CRR по этому вопросу ясна. Однако Управление имеет некоторые колебания по вопросам, связанным с организацией интерпретации и применения требования Статьи 207(2).

Управление считает необходимым уточнить, как применяется Статья 207(2) в таких случаях и как организации должны рассматривать обеспечение с материальной положительной корреляцией для целей CRM.


Другие новости

Компания Econophysica сертифицирована по ISO 9001:2015

4 октября 2019 года экспертами крупнейшей российской сертификационной и экспертной организации «Русский регистр — Балтийская инспекция» была проведена сертификационная проверка системы менеджмента качества (СМК) компании
Econophysica на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2015.

14 октября, 2019