Регуляторный дайджест за июль 2019 года


Центральный Банк Российской Федерации
Банк России внёс изменения в порядок расчёта кредитного риска банков на основе внутренних рейтингов, 4 июля 2019

Вступающие в силу изменения позволят учесть накопленный опыт в проведении валидации банков. Действие указания распространяется на банки, получившие разрешение на применение методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков на основе внутренних рейтингов (ПВР) для расчёта нормативов достаточности капитала.

Согласно документу, начиная с третьего года от момента получения разрешения на применение ПВР снижается порог на отношение совокупной величины кредитного риска, рассчитанной на основе ПВР, к аналогичному показателю, рассчитанному на основе стандартизированного подхода, до уровня 72,5%. Таким образом, максимальный размер возможной экономии капитала банков, применяющих ПВР, по сравнению со стандартизированным подходом увеличится с 20 до 27,5%.

Для окончательного признания кредитного рейтинга вышедшим из состояния дефолта введён период наблюдения (не менее 90 дней) с даты, когда кредитное требование, находившееся в состоянии дефолта, перестало соответствовать критериям дефолта.

Вводится требование о проведении банками сценарного анализа характеристик качества внутренних моделей оценки кредитного риска для определения пороговых значений контрольных показателей качества моделей. В случае нарушения пороговых значений банки будут при необходимости принимать решение о переработке модели и применении надбавки к компоненту кредитного риска или к величине кредитного риска на период соответствующей переработки.

Вводится запрет на перевод кредитного требования на расчёт кредитного риска и капитала из ПВР в стандартизированный подход без получения разрешения Банка России.

Документ также дополняет требования к организации работы подразделения, ответственного за проведение валидации рейтинговых систем, в частности — соблюдение принципа организационной и функциональной независимости этого подразделения.

Нововведения, касающиеся требования о соблюдении организационной и функциональной независимости подразделения, ответственного за проведение валидации рейтинговых систем, и изменений в части порядка проведения банками в рамках стресс-тестирования сценарного анализа характеристик качества моделей оценки кредитного риска, по просьбе банков вступят в силу с 1 января 2020 года. Остальные содержащиеся в документе нормы вступят в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Банк России изменит подходы к оценке риска по проектному финансированию и кредитам на слияния и поглощения, 16 июля 2019

Изменения предусматривают, что кредиты, направленные на совершение сделок по слиянию и поглощению, будут классифицироваться в III категорию качества. Одновременно с этим банкам будет предоставлено право повышать категории качества таких ссуд не более чем на одну категорию качества, если показатели операционной деятельности заёмщика свидетельствуют, что платежи по основному долгу и процентам будут осуществляться своевременно и в полном объёме.

Данное решение принимается для дестимулирования кредитования банками вложений в уставный капитал компаний, не приводящих к экономическому росту. Помимо ограничения риска потерь банков, ожидаемый положительный эффект от этой меры заключается также в обеспечении экономики длинными деньгами за счёт ресурсов, высвобождаемых из-за ограничения кредитования сделок по слиянию и поглощению.

Изменения в документ также предполагают, что подход по формированию резерва, предусмотренный для кредитов, предоставленных в рамках кредитования программы «Фабрика проектного финансирования» ВЭБа, будет распространён на другие виды проектного финансирования.

Это даст возможность банкам наращивать объёмы проектного финансирования, то есть предоставлять экономике длинные деньги для крупных проектов, в первую очередь — инфраструктурных.

Согласно проекту, изменения могут вступить в силу с 1 октября 2019 года.



Европейская служба банковского надзора
EBA опубликовала отчёт о мониторинге внедрения LCR в ЕС, 12 июля 2019 года

Европейская служба банковского надзора (EBA) опубликовала первый отчёт о мониторинге процесса внедрения коэффициента краткосрочной ликвидности (LCR) в ЕС. Проводимый EBA мониторинг LCR способствует последовательному применению законодательства ЕС и содействует применению общих надзорных подходов и практик в этой области. Предполагается, что EBA будет регулярно проводить мониторинг применения LCR в банках ЕС, а также дополнять настоящий отчёт для изложения наблюдений и предоставления дальнейших рекомендаций при необходимости.

Основной целью мониторинговой деятельности EBA в отношении ликвидности является способствование более высокому уровню гармонизации в отношении применения LCR в тех сферах, где наблюдается несовпадение в практиках отчасти из-за недостаточной ясности нормативных положений.

В настоящем отчёте EBA выделил области, в которых выглядит целесообразным предоставить дальнейшие рекомендации для содействия общему пониманию и гармонизации применения стандартов ликвидности, при этом сокращая количество вопросов на равных условиях. В частности, в данном отчёте представлены рекомендации по операционным и розничным депозитам, исключённым из оттоков, а также по уведомлениях о дополнительных оттоках ликвидности. Кроме того, определены сферы, которые могут потребовать дополнительного внимания надзорных органов при надзоре за рисками ликвидности.

EBA проведёт дополнительную оценку того, как рекомендации, содержащиеся в отчёте, используются банками и надзорными органами, и рассмотрит вопрос о необходимости принятия дальнейших мер (включая некоторые готовые продукты, такие как руководящие принципы, рекомендации и т. д.), продолжая при этом деятельность по мониторингу аспектов, приведённых в настоящем отчёте.

Обновления EBA в отношении процедуры мониторинга инструментов привлечения капитала CET1, 22 июля 2019 года

Европейская служба банковского надзора (EBA) опубликовала обновлённый список инструментов собственного капитала 1-го уровня (CET1) для институтов ЕС. Этот список дополняется обновлённым отчётом CET1, который включает в себя информацию об основных целях мониторинга, а также последствия включения инструментов в список CET1 или исключения из него.  Мониторинг инструментов привлечения капитала, проводимый EBA, способствует повышению качества капитала учреждений по всему ЕС. EBA будет продолжать регулярно обновлять отчёт с целью учёта новых изменений в выпуске и практиках CET1.

С момента первой публикации списка 28 мая 2014 года EBA добавила 16 новых форм инструментов, выпущенных после вступления в силу Регламента о требованиях к капиталу (CRR), и оценила положения и условия с регуляторными положениями в целях выявления несоответсвия критериям выбора. В сотрудничестве с компетентными органами EBA также проводит пересмотр инструментов CET1, включённых до CRR. В нескольких случаях EBA постановила внести поправки в положения и условия этих инструментов, главным образом в отношении критериев выбора, гибкости платежей и долгосрочности.

В отчёте CET1 содержится дополнительная информация по мониторинговой работе, в результате которой был составлен список CET1. Цель настоящего отчёта — предоставить внешним крупным акционерам и заинтересованным сторонам дальнейшие указания по вопросам содержания и целей списка CET1. Основные результаты мониторинга и оценки инструментов CET1 кратко изложены в разделе «Сделанные выводы» (англ. Lessons learnt): особое внимание в нём уделяется областям, в которых EBA считает необходимым улучшение положений и условий инструментов, а также национальных законов определённой юрисдикции или регламентирующих документов/правовых актов учреждения с тем, чтобы выбранный инструмент соответствовал требованиям капитала CET1.

Отчёт будет регулярно обновляться для отображения фактов, установленных EBA в ходе оценки разных видов инструментов CET1 либо инструментов, включённых до принятия CRR, либо новых инструментов.

EBA опубликовала «дорожную карту» по результатам МСФО 9 и запустила процедуру бенчмаркинга в рамках МСФО 9, 23 июля 2019 года

Европейская служба банковского надзора (EBA) опубликовала «дорожную карту» по Международному стандарту финансовой отчётности (МСФО) 9, которая включает в себя полный обзор запланированных мероприятий по мониторингу внедрения МСФО 9. Также EBA начала процедуру бенчмаркинга в рамках МСФО 9 по выборке учреждений с целью анализа различных методов моделирования, применяемых учреждениями, и того, как применение МСФО 9 влияет на размер ожидаемых кредитных потерь в рамках собственных средств и регуляторных коэффициентов.

EBA уже провела ряд мероприятий, изучающих влияние МСФО 9 на учреждения ЕС, и представила предварительные заключения по первым этапам внедрения МСФО 9. В «дорожной карте» EBA уточняет цель продолжать процедуру мониторинга и последовательное применение МСФО 9 вместе с работой на взаимодействие МСФО 9 и пруденциальных требований. Кроме того, она включает в себя описание различных этапов вышеупомянутой работы с качественной и количественной точек зрения. Предполагается, что этот процесс будет происходить в ближайшие месяцы и годы.

Процедура бенчмаркинга в рамках МСФО 9 является важным шагом в контексте текущей деятельности по количественному мониторингу. Целью процедуры является оценка того, может ли использование различных методов моделирования и входных данных привести к значительным несоответствиям с числом ожидаемых потерь по кредитам, которые непосредственно влияют на собственные фонды и регуляторные коэффициенты. EBA обратится к собственному опыту и знаниям в области бенчмаркинга пруденциальных моделей, полученным регуляторными и надзорными органами.  Цель первого этапа процедуры бенчмаркинга в рамках МСФО 9 — собрать информацию о методах моделирования, а также провести первую оценку количественных параметров с целью представления данной информации учреждениям. Выборка учреждений аналогична той, которая использовалась для предыдущих отчётов EBA по МСФО 9.

EBA уже организовала взаимодействие как с профессиональными ассоциациями и уполномоченными банками, так и с внешними аудиторами по вопросам бенчмаркинга. EBA намерена продолжать тесное сотрудничество со крупными акционерами и заинтересованными сторонами в рамках проведения данной процедуры и в более общем плане в целях мониторинговой работы по применению МСФО 9.


 

Совет Федеральной резервной системы 
Совет Федеральной резервной системы опубликовал заявление Федерального комитета открытого рынка, 31 июля 2019 года

Информация, полученная после июньского заседания Федерального комитета открытого рынка, свидетельствует о том, что рынок труда остаётся сильным, и что экономическая активность растёт умеренными темпами. В последние месяцы прирост рабочих мест в среднем был значительным, а уровень безработицы оставался низким. Несмотря на то, что рост расходов домашних хозяйств увеличился по сравнению с предыдущим годом, размеры инвестиций в основной капитал предприятий были неинтенсивными. На основе данных за 12 месяцев общая инфляция и инфляция по другим статьям, кроме продовольствия и энергии, оказалась ниже 2 процентов. Рыночные меры компенсации инфляции остаются на низком уровне, а основанные на результатах опросов меры долгосрочных инфляционных ожиданий изменились ненамного.

В соответствии с мандатом, комитет стремится способствовать максимальной занятости и ценовой стабильности. Принимая во внимание значение глобальных изменений для экономических перспектив, а также сдержанное влияние инфляционных факторов, комитетом было принято решение снизить допустимый диапазон для федеральных резервных фондов с 2 до 2-1/4 процентов. Это действие поддерживает мнение комитета, согласно которому устойчивое расширение экономической активности, сильные условия на рынке труда и двухпроцентная симметричная инфляция являются наиболее вероятными результатами, но в то же время уровень неопределённости в отношении этого прогноза остаётся прежним. Так как комитет обдумывает будущий курс допустимого значения ценового диапазона для федеральных резервных фондов, он продолжит следить за значением поступающей информации для экономических перспектив и будет действовать соответствующим образом для поддержания роста при сильном рынке труда и сохранения уровня инфляции вблизи симметричной двухпроцентной цели.

При определении сроков и размера будущих корректировок допустимого диапазона ставки по федеральным фондам комитет будет оценивать реализованные и ожидаемые экономические условия относительно своей цели максимального уровня занятости и цели симметричной двухпроцентной инфляции. Эта оценка будет учитывать широкий спектр информации, включая показатели состояния рынка труда, показатели инфляционного давления и инфляционных ожиданий, а также данные о финансовых и международных событиях.

В августе комитет планирует завершить сокращение совокупных портфелей ценных бумаг в рамках счёта операций на открытом рынке, т. е. на два месяца раньше запланированного срока.

За принятие мер в области денежно-кредитной политики проголосовали Джером Пауэлл, председатель, Джон Уильямс, заместитель председателя, Мишел Боумен, Лаэль Брэйнард, Джеймс Буллард, Ричард Кларида, Чарльз Эванс и Рэндал Куорлс. Против проголосовали Эстер Джордж и Эрик Розенгрен, которые поддержали сохранение допустимого диапазона ставки по федеральным фондам на уровне от 2-1/4 до 2-1/2 процента.


Управление Пруденциального Регулирования
Снижение кредитного риска: Право на получение финансового обеспечения — ПЗ14/19, 23 июля 2019

Обзор

Настоящее программное заявление (ПЗ) Управления Пруденциального Регулирования (PRA) комментирует ответы на консультационный документ (КД) CP1/19 «Снижение кредитного риска: Право на получение финансового обеспечения». Оно содержит обновление надзорного отчёта SS17/13 «Снижение кредитного риска» (Приложение).

Это заявление касается банков Великобритании, строительных сберегательных касс и инвестиционных фирм, которые попадают под Регламент о требованиях к капиталу (575/2013). Оно не касается британских филиалов фирм в других странах Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) и странах, не входящих в ЕЭЗ, или к страховым фирмам.

Справочная информация

В консультационном документе CP1/19 PRA предоставляет уточняющие сведения по разъяснениям относительно ожиданий от права на получение финансового обеспечения в качестве субсидируемой кредитной гарантии в соответствии с главой четыре раздела II части три (Снижение кредитного риска) Регламента о требованиях к капиталу.

PRA получила 3 ответа на КД. В нескольких областях респонденты приветствовали уточняющие сведения, предоставленные PRA относительно права на получение финансового обеспечения. Вместе с тем респонденты выразили обеспокоенность по поводу изложенных предложений и их влияния на некоторые виды сделок. Некоторые респонденты также попросили предоставить дополнительные разъяснения по некоторым аспектам предложений. Ответы PRA на эти замечания и комментарии вместе с окончательными политическими решениями изложены в главе 2.

Изменения в проекте политики

После рассмотрения поступивших комментариев PRA внесла ряд незачительных изменений в проект политики, изложенный в КД. Эти изменения уточняют

  • что в случае, если должник и залогодатель являются гражданами одной и той же страны, это не означает автоматически наличие существенной прямой зависимости;

  • какие активы PRA будет считать относящимися к делу, если речь будет идти «обо всех активах, к которым заимодатель может применить регрессивное право»,

  • а также как применяются ожидания PRA, когда фирмы имеют право регресса к финансовому залоговому активу, который является индексным инструментом.

Более подробная информация об этих изменениях приводится в Главе 2.

По мнению PRA, эти изменения не окажут существенного влияния на фирмы, включая общества взаимного страхования. Также влияние, оказываемое на общество взаимного страхования, не будет значительно сильнее влияния на другие виды фирм. Таким образом, в связи с вышеупомянутыми изменениями в анализ затрат и доходов не были внесены обновления.

Выход Великобритании из ЕС: Изменения, которые последует за пролонгацией статьи 50, 23 июля 2019 года

Обзор

Выход Великобритании из Европейского союза (ЕС) требует внесения изменений в законодательство Великобритании для обеспечения его функционирования. Закон 2018 года о выходе из Европейского союза напрямую преобразовывает действующий закон ЕС (например, Регламент ЕС) в закон Соединённого королевства и сохраняет внутригосударственное законодательство, имеющее отношение к членству в ЕС, включая то, которое относится к реализации директив ЕС. Этот свод законов называется «сохранившимся законодательством ЕС». Закон также наделяет министров правительства полномочиями вносить изменения в закон для его эффективного функционирования после выхода Великобритании из ЕС. Эти процессы называются оншорингом или национализацией acquis (Nationalising the Acquis). Правительство делегировало некоторые из этих полномочий Банку Англии в качестве органа урегулирования и уполномоченного органа в области инфраструктуры финансового рынка (FMI), а также Управлению пруденциального регулирования (PRA).

18 апреля 2019 года Банк Англии и PRA опубликовали свои поправки к законодательным актам о финансовых услугах в соответствии с законом ЕС. В число поправок вошли инструменты выхода из ЕС, предусматривающие изменения национализации acquis в соответствии с правилами PRA и FMI и обязательными техническими стандартами (BTS) в рамках компетенций Банка Англии и PRA. Датой вступления в силу данных инструментов выхода из ЕС за некоторыми исключениями является дата брексита, как это определено законом ЕС.

В связи с пролонгацией статьи 50, о котором было объявлено 10 апреля 2019 года, и последующим изменением даты брексита на 31 октября 2019 года, 23:00, необходимо внести некоторые незначительные поправки к инструментам выхода из ЕС Банка Англии и PRA. Также в законодательстве ЕС есть дополнительные положения, которые имеют силу до 31 октября 2019 года. Эти положения подпадают под определение сохранившегося законодательства ЕС и требуют дополнительных правок.

Настоящий консультационный документ (КД) содержит:  

  • обновления касательно планируемого применения Банком Англии и PRA временных переходных полномочий, возложенных на них регламентом 2019 года о поправках к закону «О финансовых услугах и рынках» 2000 года в связи с выходом из ЕС в разделе A;

  • консультацию Банка Англии и PRA с предложениями по устранению дефицита, вызванного выходом Великобритании из ЕС, и внесения соответствующих изменений в связи с продлением действия статьи 50   в разделе B. Раздел A разделён на две части.

  • Часть 1 содержит предложения PRA в отношении Свода правил PRA и BTS в сфере компетенции PRA, которые будут сохранены или перенесены с помощью оншоринга в законодательство Великобритании.

  • В части 2 изложены предложения Банка Англии как компетентного органа в области инфраструктуры финансового рынка в отношении BTS в соответствии с регламентом о центральных депозитариях (CSDR).

Проект Свода правил PRA об инструментах выхода из ЕС включён в Приложение 6 и содержит в себе все изменения к Своду правил PRA: Инструменты (Выхода из ЕС) 2019 и первоначально был опубликован 18 апреля 2019 года. Дальнейшие изменения, по которым проводятся консультации в настоящем КД, выделены жёлтым в Приложении 6.

Данный КД касается всех фирм, уполномоченных и регулируемых PRA, включая те, что ожидают получения разрешения в рамках «режима временных разрешений» (TPR) или режима договоров о предоставлении финансовых услуг (FSCR), а также те, что планируют подать заявку на получение лицензии PRA в будущем. Это также относится к инфраструктурам финансовых рынков, признаваемым и контролируемым Банком Англии, включая те, что ожидают получения разрешения в рамках «режима временных разрешений» (TPR).



Базельский комитет по банковскому надзору
Требование маржи в отношении производных финансовых инструментов с расчётом, производимым не через центрального контрагента, 23 июля 2019 г.

Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН) и Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) пересмотрели методологию расчета маржи для OTC деривативов. 

По сравнению с методологией 2015 года пересмотренные положения продлевают окончательное выполнение требований маржи на один год. Ввиду данного продления, финальный этап реализации запланирован на 1 сентября 2021 года. В целях содействия данному продлению Базельский комитет и IOSCO также ввели дополнительный этап реализации, который начнётся 1 сентября 2020 года. 

Базельский комитет и IOSCO продолжат следить за прогрессом в процессе реализации требования для обеспечения согласованного внедрения для всех продуктов, юрисдикций и участников рынка. 

Другие новости

Econophysica: 20/20/20=?

Жизнь компаний похожа на жизнь людей. Есть периоды становления и профессионального роста, есть характер и эмоциональная наполненность пространства. Страны, калейдоскоп событий, время процветания и глобальных свершений, друзья близкие и далекие. Что означает дата двадцатилетия в масштабе существования компании? А в масштабе возраста жизни коллег?

2 сентября, 2020