Регуляторный дайджест за сентябрь 2019 года


Центральный Банк Российской Федерации

Заявление Председателя БанкаРоссии Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров, 6 сентября 2019 года

Сегодня Совет директоров решил снизить ключевую ставку до 7,00% годовых. Если экономические условия будут складываться в соответствии с нашим прогнозом, мы будем оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний.

Остановлюсь на основных факторах принятого решения.

Первое. Годовая инфляция уже приблизилась к 4%. Мы оцениваем, что по итогам года она сложится в диапазоне 4,0–4,5%. При этом в первые месяцы следующего года инфляция прогнозируется в интервале 3,5–4,0%. В основном это будет связано с тем, что эффект повышения НДС выйдет из расчёта годовой инфляции. Это можно назвать чисто техническим фактором. Устойчивые тенденции говорят о формировании инфляции вблизи 4%.

Второе. Инфляционные ожидания населения и предприятий остаются повышенными. Поэтому мы по-прежнему уделяем большое внимание их динамике.

Сейчас я не буду останавливаться на цифрах: мы опубликовали их на прошлой неделе. Отмечу лишь, что ранее мы воздерживались от размещения на сайте опросных данных по инфляционным ожиданиям населения в «неделю тишины». Мы это обсудили и теперь будем публиковать эти данные сразу после их поступления. Важно, чтобы рынок оперативно получал ту информацию, которую Совет директоров учитывает при принятии решения. Аналитический же комментарий Банка России, в котором обобщаются и оцениваются ожидания как населения, так и предприятий, профессиональных аналитиков, в таких случаях, как и прежде, будет публиковаться после «недели тишины».

Третье. Смягчение денежно-кредитных условий продолжается. Мы учитываем, что эта тенденция сохранится под влиянием как ранее принятых решений по ключевой ставке, так и сегодняшнего решения.

Рыночные ожидания по ставкам сместились вниз с учётом наших сигналов по итогам заседаний Совета директоров в июне и июле. Этому также способствовало изменение ожиданий в отношении денежно-кредитной политики ФРС и ЕЦБ в условиях ухудшения перспектив экономического роста в США и еврозоне.

Наряду со снижением процентных ставок происходит смягчение неценовых условий кредитования в части сроков и объёмов. Смягчение денежно-кредитных условий — как ценовых, так и неценовых — способствует расширению кредитования. Кредитование организаций, по нашим оценкам, в этом году вырастет на 7–10%, а населения — на 15–20%.

Четвёртое. Экономическая активность во II и в начале III квартала складывалась ниже ожиданий Банка России. Это связано с внутренними и внешними факторами. С учётом этого мы снизили наш прогноз роста ВВП на 2019 год с 1,0–1,5% до 0,8–1,3%.

Значимый внешний фактор — это замедление роста мировой экономики, которое оказалось более существенным, чем ожидалось, в том числе из-за нарастающих противоречий в международной торговле. Ослабление внешнего спроса уже привело к снижению физического объёма экспорта в первом полугодии, и мы прогнозируем его сокращение по итогам текущего года по широкому кругу товаров.

Ухудшение перспектив глобального роста также сказывается на инвестиционных планах. Хотя, естественно, деловые настроения зависят не только от внешних факторов, но и от бизнес-климата в целом. В первом полугодии рост инвестиций в основной капитал существенно замедлился, что связано в том числе с весьма заметным снижением государственных инвестиций. По нашим оценкам, даже с учётом активизации расходов на национальные проекты во второй половине года общий прирост валового накопления основного капитала по итогам года составит не более 1%.

Положительный вклад в рост ВВП по-прежнему вносит потребительский спрос. В этом году расширение кредитования продолжает оказывать заметную поддержку росту потребления. Однако кредит не может быть основным драйвером роста спроса. В условиях стагнации доходов населения рост потребления будет оставаться слабым. В этом году мы ожидаем его в интервале 1–1,5%.

Мы уточнили наш базовый прогноз и на среднесрочную перспективу. Теперь мы ожидаем более сдержанную динамику внутреннего и внешнего спроса в 2020–2021 годах. При этом наиболее заметно были пересмотрены вниз темпы роста экспорта, что отражает ухудшение перспектив роста мировой экономики в условиях нарастания торговых противоречий.

В результате ускорение роста ВВП до 2–3% ожидается лишь по итогам 2022 года. Ранее мы на это рассчитывали уже в 2021 году. Основным фактором повышения темпов экономического роста должен стать переход к фазе более активной реализации национальных проектов и иных мер Правительства, направленных на снятие структурных ограничений. Это внесёт вклад в увеличение инвестиционного спроса, ускорение роста производительности труда, доходов населения и, соответственно, потребления.

Расширение кредитования будет устойчивым на всём прогнозном горизонте, оказывая поддержку экономическому росту. Кредитование организаций будет увеличиваться темпами 6–10% ежегодно, кредитование населения будет расти на 10–15% в год. Большую часть роста кредитования населения обеспечит ипотека. При этом принятые макропруденциальные меры будут приводить к постепенному снижению темпов роста потребительского кредитования.

Что касается платёжного баланса, мы уточнили его показатели с учётом динамики мировой экономики, цен на нефть и другие товары российского экспорта. Мы закладываем постепенное снижение цен на нефть до 50 долл. США за баррель в 2021 году (ранее было 55 долл. США). При ослаблении внешнего спроса снизятся цены и на другие товары российского экспорта. В таких условиях сальдо текущего счета сократится с 83 млрд долл. США (5% ВВП) в этом году до 28 млрд долл. США (около 2% ВВП) в 2022 году.

Мы также несколько понизили прогноз сальдо финансового счёта по частному сектору на этот год с 50 до 40 млрд долл. США, учитывая фактическую динамику с начала года. Далее прогнозируется его плавное уменьшение до 20 млрд долл. США к концу 2022 года. В очередной раз отмечу, что механизм бюджетного правила сглаживает влияние снижения сальдо текущего счёта на внутренние экономические условия. Но это относится только к той части, которая связана с колебаниями нефтяных цен.

Обращу ваше внимание, что мы несколько изменили подход к публикации прогнозных сценариев. Решение по ключевой ставке основывается на нашем базовом макроэкономическом прогнозе, а также на анализе факторов неопределённости и рисков именно для базового прогноза. Поэтому базовый сценарий мы продолжим публиковать четыре раза в год в пресс-релизе и в Докладе о денежно-кредитной политике после опорных заседаний.

А вот наши дополнительные сценарии с высокими ценами на нефть и рисковый, который предполагает их резкое и глубокое снижение, мы будем публиковать в том же представлении, что и базовый сценарий, но один раз в год — в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики. Это связано с тем, что суть этих сценариев остаётся практически неизменной от заседания к заседанию. Основные направления на 2020–2022 годы будут опубликованы в ближайший понедельник.

В заключение несколько слов о перспективах денежно-кредитной политики.

После пяти лет движения от жёсткой к умеренно жёсткой и далее к нейтральной денежно-кредитной политике мы, наконец, вошли в область значений ключевой ставки, которую мы расцениваем как вероятный диапазон нейтральной ставки. С учётом принятого сегодня решения ключевая ставка находится на верхней границе этого диапазона от 6 до 7% в номинальном, или, что то же самое, от 2 до 3% в реальном выражении при ожидаемой инфляции 4%.

В связи с этим стоит отметить, что оценка уровня нейтральной процентной ставки — это не «точка», а область значений. Она зависит от широкого набора как внутренних, так и глобальных факторов, а также от трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, и может меняться с течением времени под воздействием этих факторов. Поэтому потребуется время, чтобы нащупать границы этой «области нейтральности», убедиться в том, что они соответствуют нашим текущим оценкам — либо, при необходимости, эти оценки уточнить.

И главным критерием того, что мы правильно оцениваем эту область, станет устойчивое сохранение инфляции на цели — вблизи 4%.

Опубликован проект Основных направлений денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов, 9 сентября 2019 года

Банк России опубликовал проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов. В соответствии с законодательством Банк России ежегодно представляет документ Президенту России и Правительству РФ, а затем вносит на рассмотрение Государственной Думы.

Денежно-кредитная политика Банка России нацелена на поддержание ценовой стабильности в российской экономике. Сохранение низкой и стабильной инфляции является важным условием обеспечения благополучия населения, благоприятных условий для развития бизнеса, повышения доступности долгосрочных финансовых ресурсов и доверия к национальной валюте.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов, которые являются стратегическим документом, Банк России разъясняет цели, основные принципы и подходы к проведению денежно-кредитной политики, а также представляет сценарии макроэкономического прогноза на среднесрочную перспективу.

Также в документ включены приложения и врезки по тем вопросам, по которым мнение Банка России или справочная информация представляют особый интерес в настоящее время. Среди них — расширенная информация о трансмиссионном механизме, обзор международного опыта ДКП, врезки о нейтральной ставке, оценке влияния курсовых колебаний на инфляцию, о подходах к использованию средств Фонда национального благосостояния.

Структурный профицит ликвидности в августе увеличился, 10 сентября 2019 года

В августе структурный профицит ликвидности увеличился. В основном это было связано с дальнейшим ростом спроса банков на средства Федерального казначейства, отмечается в очередном выпуске комментария «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки».

Спред ставок МБК к ключевой ставке существенно не изменился. Ставки денежного рынка формировались в нижней половине процентного коридора вблизи ключевой ставки Банка России. На их динамику в августе влияло в том числе увеличение стоимости валютных заимствований в сегменте «валютный своп». Спред ставок в сегментах «валютный своп» и МБК продолжил сужаться на фоне сезонного уменьшения внутренних валютных обязательств крупных банков и снижения цен на нефть.

В августе ситуация на российском финансовом рынке была умеренно негативной, что во многом было связано с общим снижением спроса на рисковые активы на мировых рынках на фоне опасений эскалации торгового противостояния США и Китая.

В конце II – начале III квартала 2019 года во всех основных сегментах кредитно-депозитного рынка процентные ставки снижались. В корпоративном сегменте кредитного рынка активность в июле несколько замедлилась, в основном за счёт кредитования нерезидентов, что способствовало дальнейшей девалютизации кредитного портфеля. Розничное кредитование продолжило замедляться в части как ипотеки, так и потребительского кредитования.

Оптимизация регуляторной нагрузки: совместная работа Банка России и участников финансового рынка, 11 сентября 2019 года

Банк России предложил профессиональному сообществу проанализировать действующую нормативно-правовую базу по регулированию финансового рынка, чтобы выявить утратившие актуальность или избыточные нормы.

Правительством РФ запущен масштабный проект «регуляторной гильотины» по верификации норм действующего регулирования, в том числе появившихся в течение нескольких десятилетий. Однако этот проект не может быть отнесён к финансовому рынку, поскольку сфера его регулирования формировалась по большей части в последние два десятилетия. При этом, учитывая скорость развития отрасли, и в финансовом регулировании могут встречаться нормы, создающие неоправданную нагрузку на участников финансового рынка.

При пересмотре нормативно-правовой базы Банк России намерен отталкиваться от инициатив профессионального сообщества. Рассматривать предложения будет специально созданная рабочая группа, а их предварительную оценку проведут в подгруппах по всем основным видам деятельности на финансовом рынке.

Сбор инициатив и их первичный анализ, а также методологическую поддержку подгрупп осуществляет Аналитический центр «Форум».

«Априори мы готовы выслушать все обоснованные предложения рынка. При этом в подгруппах состоится предварительное обсуждение, как отмена или модификация нормативного регулирования повлияет на доступность, конкуренцию и доверие на финансовом рынке, а также издержки его участников и потребителей финансовых услуг», — прокомментировал проект первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов.

Ожидается, что основной пакет предложений по изменению и актуализации норм регулирования будет сформирован к концу 2019 года.

Банк России обозначил приоритеты развития информационной безопасности, 16 сентября 2019 года

Совет директоров Банка России одобрил «Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2019–2021 годов». Документ призван конкретизировать цели Банка России по обеспечению устойчивости финансового рынка и повышению уровня его информационной безопасности. Функции соответствующего центра компетенций выполняет Департамент информационной безопасности Банка России.

Согласно документу, информационная безопасность кредитных и некредитных финансовых организаций должна обеспечиваться на уровне инфраструктуры, прикладного программного обеспечения и приложений. Кроме того, приоритетное внимание необходимо уделять безопасности технологий обработки и протоколирования действий и операций. Защита прав потребителей финансовых услуг также является стратегической задачей регулятора: эта работа будет строиться на основе объективных данных по их финансовым потерям.

Стратегия устанавливает метрики, по которым регулятор будет оценивать риск информационной безопасности в каждой поднадзорной организации на всех трёх уровнях и на основе этой оценки определять эффективность обеспечения информационной безопасности в масштабе всей кредитно-финансовой сферы.

К таким метрикам, в частности, регулятор отнёс соответствие поднадзорных организаций требованиям государственных стандартов в части защиты информации, непрерывности деятельности, управления рисками, аутсорсинга. Что касается приложений, то критерием оценки надлежащего уровня их защиты станет сертификация. «Точки сосредоточения риска» в используемых организациями кредитно-финансовой сферы информационных технологиях будут проактивно выявляться на основе анализа данных, характеризующих уровень риска по финансовым операциям, с применением технологии Big Data. В свою очередь для нейтрализации выявленного риска Банк России разработает методологию расчёта минимального размера финансового обеспечения, требуемого для покрытия потенциального ущерба (например, дополнительные требования к капиталу кредитных организаций, независимые гарантии, страхование).

Стратегия предполагает, что к 2021 году будет сформировано полное видение уровня риска отдельных организаций кредитно-финансовой сферы, их готовности противостоять кибератакам (с точки зрения обработки киберриска и его финансового покрытия) и, как следствие, уровня готовности кредитно-финансовой сферы противостоять киберугрозам.

Банк России смягчает порядок расчёта показателя (норматива) краткосрочной ликвидности по Базелю III, 25 сентября 2019 года

Принятые подходы к порядку расчёта показателя и норматива краткосрочной ликвидности отражают изменения, произошедшие в законодательстве Российской Федерации, а также разъяснения со стороны Базельского комитета по банковскому надзору. Указания зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и вступают в силу 6 октября 2019 года.

Изменения в регулировании позволят расширить возможности по соблюдению системно значимыми кредитными организациями норматива без использования кредитных линий Банка России. Напомним, что показатель краткосрочной ликвидности (ПКЛ) подлежит расчёту крупными банками, а системно значимые кредитные организации соблюдают также норматив краткосрочной ликвидности (НКЛ, норматив Н26 (Н27).

Методика расчёта ПКЛ (НКЛ) уточнена в части классификации привлечённых средств субъектов малого предпринимательства с учётом покрытия в рамках системы страхования вкладов, а также в части порядка включения в расчёт безотзывных сберегательных сертификатов по сроку до истечения установленного сертификатом срока суммы вклада. Скорректировано понятие обеспеченных сделок: к таким сделкам отнесены только сделки, обеспеченные ценными бумагами (за исключением сделок привлечения денежных средств от центрального банка — вне зависимости от вида актива, внесённого в качестве обеспечения).

Уточнён порядок включения средств, привлечённых от связанных с банком лиц: данные средства, если они были привлечены на рыночных условиях и между банком и связанным лицом имеются соглашения о сотрудничестве, включаются в расчёт ПКЛ (НКЛ) аналогично средствам, привлечённым от лиц, не являющихся связанными (указанное изменение позволяет применить коэффициент оттока денежных средств в 40% вместо 100%). Внесён ряд изменений в порядок включения в расчёт ПКЛ (НКЛ) потоков по производным финансовым инструментам.

Вводится возможность при определённых условиях включать в состав высоколиквидных активов средства, размещённые на счетах обязательных резервов в иностранных центральных (национальных) банках.

При установлении требований к высоколиквидным активам исключено применение критерия включения ценных бумаг в котировальные списки бирж путём замены его на критерий включения в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам.

Банк России предлагает обсудить реформирование финансовых индикаторов, 24 сентября 2019 года

Регулятор призывает профессиональное сообщество активизировать работу по решению вопросов, связанных с формированием финансовых индикаторов, с учётом проводимых в этой области международных реформ.

Финансовые индикаторы, являясь ориентирами уровней процентных ставок, валютных курсов, стоимости ценных бумаг и товаров, играют важную роль в функционировании финансовых рынков и экономики в целом. Поэтому обеспечение справедливого формирования этих индикаторов и повышение доверия участников финансового рынка к ним являются очень важной задачей.

Перед российскими участниками рынка стоит вопрос о выборе безрисковых индикаторов денежного рынка, а также о разработке срочных индикаторов, которые отвечали бы в том числе и международным стандартам, говорится в опубликованном докладе.

Ещё одной задачей, которую предстоит решить профессиональному сообществу, является разработка плана действий в связи с запланированным отказом от ставок LIBOR.

Банк России считает необходимым проведение публичных консультаций и сбор мнений участников рынка по поставленным в докладе вопросам. Предложения и ответы на вопросы принимаются до 15 ноября 2019 года.

Объём ипотечных жилищных кредитов вырос в августе нафоне снижения ставок, 30 сентября 2019 года

Средневзвешенная процентная ставка по ипотечным жилищнымкредитам (ИЖК) в рублях, предоставленным в августе 2019 года, продолжила снижение, начавшееся с мая 2019 года, и опустилась до 9,91 с 10,55% в апреле (в июле ставка составляла 10,24%).

ИЖК в иностранной валюте в августе 2019 года не предоставлялись.

В целом положительные тенденции развития рынка ИЖК в августе 2019 года сохранялись. Банки предоставили 107 тыс. ипотечных жилищных кредитов на общую сумму 236 млрд рублей, что на 6,3% больше, чем в июле.

Задолженность по ИЖК на 01.09.2019 составила 7,1 трлн рублей, увеличившись за месяц на 107 млрд рублей. При этом доля просроченной задолженности осталась на прежнем уровне – 1,0%.



Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками

FINMA опубликовала руководящие принципы касательно стабильной монеты, 11 сентября 2019

Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками (FINMA) опубликовала дополнение к руководящим принципам, касающимся первичного предложения криптовалюты (ICO), в которых описано, как FINMA истолковывает так называемые стабильные монеты в соответствии со швейцарским надзорным законодательством. С 2018 года FINMA наблюдает стабильный рост числа проектов, связанных со стабильной монетой. В сложившихся условиях FINMA подтверждает получение запроса от ассоциации Libra, чья штаб-квартира находится в Женеве, на оценку своего проекта Libra в соответствии со швейцарским надзорным законодательством. Здесь FINMA приводит предварительные указания касательно того, как она будет применять соответствующие швейцарские предписания.

С середины 2018 года FINMA наблюдает увеличение числа проектов по созданию так называемых стабильных монет среди проектов, основанных на блокчейн-технологии. Целью таких проектов в основном является минимизация колебаний в стоимости, характерных для платёжных токенов (таких, как биткоин), при помощи подкрепления токенов такими активами, как бумажная валюта, товары, недвижимость или ценные бумаги. В дополнении к руководящим принципам, касающимся первичных предложений криптовалюты (ICO), FINMA публикует информацию о том, как она будет оценивать такие стабильные монеты в рамках своих надзорных полномочий в соответствии со швейцарским надзорным законодательством.

Классификация стабильных монет по швейцарскому законодательству

Регулирование швейцарских финансовых рынков основано на определённых принципах и является технологически нейтральным. Методы FINMA в отношении стабильных монет в соответствии с надзорным законодательством следуют существующему подходу, принятому в отношении токенов, основанных на блокчейн-технологии. Согласно нему, основное внимание уделяется экономической функции и цели токена («приоритет содержания перед формой»). При принятии решений по конкретным проектам FINMA будет руководствоваться проверенным принципом «одинаковые риски — одинаковые правила», а также особенностями каждого конкретного случая.

Стабильные монет могут сильно отличаться. Требования надзорного законодательства могут различаться в зависимости от того, какими активами (например, валютами, товарами, недвижимостью или ценными бумагами) подкреплена стабильная монета, а также от законных прав её владельцев (см. обзор, представленный в приложении к руководящим принципам ICO, приложение 2). Значение может иметь всё: отмывание денег, торговля ценными бумагами, банковское дело, управление фондами и регулирование финансовой инфраструктурой.

FINMA подтвердила получение запроса от ассоциации Libra.

Ассоциация Libra попросила FINMA оценить, как запланированный ими проект, включающий выпуск стабильной монеты, будет классифицирован надзорным органом в соответствии со швейцарским надзорным законодательством. FINMA подтвердила получение этого запроса. Такие запросы на правовую оценку или вынесение решения являются стандартной практикой — особенно для инновационных проектов. Одной из функций FINMA является информирование потенциальных участников рынка о том, как она применяет швейцарское надзорное законодательство.

Ниже FINMA представляет примерную классификацию этого проекта в соответствии со швейцарским надзорным законодательством на основе имеющейся на данный момент информации. Классификация может изменяться по мере развития проекта.

  • В Швейцарии такой проект попадает под регулирование инфраструктуры финансового рынка. В том виде, в котором проект предусмотрен на настоящий момент, ему потребуется получение лицензии платёжной системы от FINMA на основе закона об инфраструктуре финансового рынка (FMIA).

  • Регуляторные требования к платёжным системам в Швейцарии основаны на действующих международных стандартах, в частности — на принципах инфраструктуры финансовых рынков (PFMI). Эти требования также распространяются на управление киберрисками.

  • Швейцарская платёжная система автоматически попадает под действие закона о борьбе с легализацией преступных доходов. Во всей экосистеме проекта должны быть обеспечены самые высокие международные стандарты по борьбе с легализацией преступных доходов. Такая экосистема должна быть защищена от повышенных рисков отмывания денег.

  • В соответствии с FMIA все дополнительные услуги, повышающие риски платёжной системы, должны подлежать соответствующим дополнительным требованиям. Это означает, что все потенциальные риски швейцарской платёжной системы, включая банковские риски, могут быть устранены путём введения соответствующих требований в соответствии с максимой «одинаковые риски — одинаковые правила». В связи с выпуском платёжных токенов Libra очевидно, что услуги, запланированные по проекту Libra, выйдут за рамки требований чисто платёжной системы и, следовательно, будут регулироваться в соответствии с такими дополнительными требованиями.

  • В частности, эти дополнительные требования будут касаться распределения капитала (кредитных, рыночных и операционных рисков), концентрации риска и ликвидности, а также управления резервом Libra.

  • Дополнительный требования будут основываться на признанных стандартах, установленных для аналогичных видов деятельности на финансовых рынках, и должны будут отражать масштабы проекта. Например, к рискам, подобным банковским, будут применяться регуляторные требования, подобные банковским. Таким образом, лицензия швейцарской платёжной системы позволит сочетать сильные стороны банковского и инфраструктурного регулирования.

Для получения лицензии платёжной системы необходимо выполнить условие, согласно которому ассоциация Libra, а не держатели стабильных монет, полностью возлагает на себя доходы и риски, связанные с управлением резервом.

Предусмотренный проектом международный масштаб требует скоординированного подхода на международном уровне. В частности, определение требований к управлению резервом и системе управления, связанной с ним, а также к борьбе с отмыванием денег должно разрабатываться в условиях международного сотрудничества.

Вопросы, выходящие за рамки надзорного законодательства

Возможная процедура лицензирования согласно швейцарскому надзорному законодательству может начаться только после того, как FINMA получит соответствующую заявку на лицензирование. В соответствии с принятой практикой, FINMA не будет предоставлять информацию по статусу какой-либо текущей процедуры лицензирования и не будет делать предположения о том, когда она может быть завершена.

Другие вопросы, поднятые в контексте проекта Libra, — такие, как вопросы, касающиеся налогового законодательства, закона о конкуренции или закона о защите данных, — выходят за рамки надзорного законодательства и, следовательно, не входят в компетенцию FINMA.

 


Совет Федеральной резервной системы

Совет Федеральной резервной системы опубликовал заявление Федерального комитета открытого рынка, 18 сентября 2019

Информация, полученная после июльского заседания Федерального комитета открытого рынка, свидетельствует о том, что рынок труда остаётся сильным, и что экономическая активность растёт умеренными темпами. В последние месяцы прирост рабочих мест в среднем был значительным, а уровень безработицы оставался низким. Несмотря на то, что расходы семей растут быстрыми темпами, инвестиции предпринимательского сектора в основной капитал и уровень экспорта снизились. На основе данных за 12 месяцев общая инфляция и инфляция по другим статьям, кроме продовольствия и энергии, оказалась ниже 2 процентов. Рыночные меры компенсации инфляции остаются на низком уровне, а основанные на результатах опросов меры долгосрочных инфляционных ожиданий изменились ненамного.

В соответствии с мандатом, комитет стремится способствовать максимальной занятости и ценовой стабильности. Принимая во внимание значение глобальных изменений для экономических перспектив, а также сдержанное влияние инфляционных факторов, комитетом было принято решение снизить допустимый диапазон для федеральных резервных фондов с 1-3/4 до 2 процентов. Это действие поддерживает мнение комитета, согласно которому устойчивое расширение экономической активности, сильные условия на рынке труда и двухпроцентная симметричная цель инфляции являются наиболее вероятными результатами, но в то же время уровень неопределённости в отношении этого прогноза остаётся прежним. Так как комитет обдумывает будущий курс допустимого значения ценового диапазона для федеральных резервных фондов, он продолжит следить за значением поступающей информации для экономических перспектив и будет действовать соответствующим образом для поддержания роста при сильном рынке труда и сохранения уровня инфляции вблизи симметричной двухпроцентной цели.

При определении сроков и размера будущих корректировок допустимого диапазона ставки по федеральным фондам комитет будет оценивать реализованные и ожидаемые экономические условия относительно своей цели максимального уровня занятости и цели симметричной двухпроцентной инфляции. Эта оценка будет учитывать широкий спектр информации, включая показатели состояния рынка труда, показатели инфляционного давления и инфляционных ожиданий, а также данные о финансовых и международных событиях.

За принятие мер в области денежно-кредитной политики проголосовали Джером Пауэлл, председатель, Джон Уильямс, заместитель председателя, Мишел Боумен, Лаэль Брэйнард, Ричард Кларида, Чарльз Эванс и Рэндал Куорлс. Против проголосовал Джеймс Буллард, который на этой встрече предпочёл снизить допустимый диапазон для федеральных резервных фондов с 1-1/2 до 1-3/4 процентов, а также Эстер Джордж и Эрик Розенгрен, которые выступают за сохранение диапазона на уровне от 2 до 2-1/4 процента.

 


Европейская служба банковского надзора

EBA уточнит особенности пруденциального режима, применимого к инструментам собственных средств, по окончанию периода освобождения от соблюдения новых норм, который истекает 31 декабря 2021 года, 9 сентября 2019

Европейская служба банковского надзора (EBA) объявила, что намерена разъяснить соответствующий режим так называемых «унаследованных инструментов» в конце 2021 года, когда истечёт срок преимуществ периода освобождения от соблюдения новых норм. Целью разъяснения является сохранение последовательной и высококачественной капитальной базы учреждений ЕС по регламенту о требованиях к капиталу (CRR).

Когда CRR вступил в силу, были введены «дедушкины положения» — условия договора или нового закона, по которому его действие не распространяется на тех, кто занимался той или иной деятельностью до принятия закона или подписания договора. Для того, чтобы гарантировать, что у учреждений есть достаточное количество времени для выполнения требований, установленных новым определением собственных средств, некоторые инструменты капитала, которые в то время не соответствовали этому определению, попали под действие «дедушкиной оговорки» на переходный период с целью поэтапного вывода данных инструментов из собственных средств.

Льготный режим, предусмотренный действием «дедушкиной оговорки», закончится 31 декабря 2021 года. В соответствии со полномочиями EBA, позволяющими ей следить за качеством собственных фондов и инструментами приемлемых обязательств, выпущенных учреждениями на территории всего ЕС, EBA намерена обеспечить ясность в отношении соответствующего окончания режима с целью гарантировать высокое качество капитала для учреждений ЕС и последовательное применение правил и методик.

При высказывании соображений касательно данного вопроса EBA также уточнит вопросы взаимодействия с новыми «дедушкиными положениями», введёнными недавним пакетом банковских услуг, и соответствующими поправками к CRR и директиве о санации и ликвидации банков (BRRD) для тех случаев, которые касаются инструментов собственных фондов и приемлемых обязательств.

В своей работе EBA обеспечит необходимое взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами. В то же время учреждениям рекомендуется взаимодействовать с соответствующими компетентными органами по вопросам размеров и предполагаемого будущего режима своих «унаследованных инструментов» в связи с надзорным диалогом по вопросам планирования капитала.

EBA стремится довести до сведения информацию об окончании действия «унаследованных дедушкиных инструментов» до середины 2020 года, с тем чтобы учреждения могли корректно подготовиться к окончанию периода «дедушкиных положений».

EBA выпустила пересмотренный список правил проверки, 10 сентября 2019

Европейская служба банковского надзора (EBA) опубликовала пересмотренный список правил проверки в технических стандартах реализации (ITS) по надзорной отчётности. Выделены те правила, которые прекратили действовать по причине некорректности или из-за возникновения ИТ-проблем. Компетентные органы ЕС информируются о том, что данные, представленные в соответствии с этими стандартами, не должны официально проверяться на соответствие деактивированным правилам.

Финансовые регуляторы ЕС подчёркивают риски выхода Великобритании из ЕС без заключения соглашения и поиска прибыли, 12 сентября 2019

Банковский, страховой, пенсионный и фондовый секторы Европейского союза (ЕС) продолжают сталкиваться с целым рядом рисков, говорится в последнем докладе «Риски и уязвимости в финансовой системе ЕС», опубликованном объединённым комитетом Европейских надзорных органов (ESAs).

Следующие риски отмечены в осеннем докладе ESAs как потенциальные источники нестабильности:

  • Неопределённость в отношении выхода Великобритании из ЕС.

  • Устойчиво низкие процентные ставки в сочетании с выравниванием кривых доходности оказывают давление на прибыль и доходы финансовых институтов, стимулируют стратегии поиска прибыли и повышают оценочный риск.

  • Переход к более устойчивой экономике и связанные с этим экологические, социальные и управленческие (ESG) риски приводят к возможным проблемам с жизнеспособностью бизнес-моделей с высокой степенью воздействия на чувствительные к климату секторы.

В свете сохраняющейся неопределённости, особенно той, что окружает брексит, важнейшими по-прежнему остаются сотрудничество во всех секторах и бдительность в области надзора. Таким образом, ESAs призывают к следующим политическим мерам со стороны европейских и национальных компетентных органов (NCAs), а также финансовых учреждений:

  • Планирование на случай чрезвычайных обстоятельств: финансовые учреждения и надзорные органы должны продолжать свою работу по планированию на случай чрезвычайных обстоятельств и обеспечению беспрерывной деятельности в случае выхода Великобритании из ЕС без заключения соглашения. Учитывая разнообразие мер, принимаемых ESAs и национальными надзорными органами, а также другими компетентными органами, финансовый сектор ЕС должен быть хорошо информирован и готов к управлению рисками на микроуровне. ESAs будут также продолжать внимательно следить за текущим политическим и рыночным развитием и изучать вопрос целесообразности дальнейшей коммуникации на этой основе.

  • Сценарий «низкие — надолго»: надзорным органам и финансовым учреждениям следует продолжать учитывать сценарий низких процентных ставок надолго, а также связанные с ним риски. Низкие процентные ставки являются важным фактором низкой доходности банков и остаются основным риском для секторов страхования и пенсионного обеспечения. Они способствуют дальнейшему наращиванию оценочных рисков на рынках ценных бумаг, а также переходу к менее ликвидным инвестициям и увеличению количества инвестиций с привлечением заёмных средств с использованием стратегий поиска доходности. Что касается инвестиционного фонда, то важными надзорными инструментами в этом случае являются конвергентное применение правил управления ликвидностью и (по положению о совместных инвестициях в обращающиеся ценные бумаги) приемлемых активов, а также последовательное использование стресс-тестирования.

  • Прибыльность банков: существует необходимость дальнейшего решения проблем убыточных банков и их бизнес-моделей в целях повышения устойчивости учреждений к более сложным экономическим условиям. Дальнейшие инвестиции в финансовые технологии и изучение возможностей консолидации банковского сектора относятся к числу ответных мер на низкую рентабельность. Прозрачность и последовательное применение общих пруденциальных требований и правил надзора в различных юрисдикциях являются предпосылками, которые могут способствовать использованию возможностей межгосударственной консолидации.

  • Рынок кредитования с привлечением заёмных средств: необходимо дополнительно изучить и выявить риски, связанные с рынком заёмных средств и обеспеченными кредитными обязательствами (CLO) в финансовом секторе. Отсутствует ясность в отношении общего объёма кредитов с низким или отсутствующим рейтингом и фактических держателей рисков многих траншей CLO. Надзорные органы выразили обеспокоенность по поводу возможного занижении значения рисков.

  • Устойчивое финансирование и ESG риски: надзорным органам и финансовым учреждениям следует продолжать свою работу по выявлению рисков, связанных с изменением климата, и облегчению доступа инвесторов к устойчивым активам. Анализ сценариев и стресс-тестирование являются важными инструментами, которые могут быть реализованы надзорными органами с целью включения принципов устойчивости в оценку рисков. Финансовые учреждения должны включать климатические риски и другие факторы ESG в свою систему управления рисками, а также должны играть координирующую роль, принимая во внимание влияние своей деятельности на факторы ESG. В дальнейшем ESAs должны занять активную позицию в выполнении предписаний по устойчивому финансированию, в том числе в отношении того, каким образом принципы ESG могут быть включены в нормативную и надзорную базу финансовых учреждений ЕС.

EBA проводит консультации по своим предложениям по созданию простой, прозрачной и стандартизированной методологии для синтетической секьюритизации, 25 сентября 2019 года

Европейская служба банковского надзора (EBA) запустила двухмесячную консультацию с общественностью касательно своих предложений в отношении простой, прозрачной и стандартизированной (STS) методологии для синтетической секьюритизации. Эта новаторская работа по синтетической секьюритизации раскрывает новые данные и даёт понимание посткризисных рыночных изменений и тенденций, включая данные об исторических дефолтах и убытках. В ней также предложен перечень критериев, которые следует учитывать при маркировке синтетической секьюритизации как являющейся STS. Хотя в дискуссионном документе не содержится никаких рекомендаций относительно какого-либо потенциального дифференцированного режима регулирования, в нём содержится просьба к заинтересованным сторонам представить информацию о такой возможности, её потенциальном воздействии и другие соображения. Консультация продлится до 25 ноября 2019 года.

Предлагаемые критерии STS для составления балансового отчёта включают требования к простоте, стандартизации и прозрачности, аналогичные тем, которые применяются к традиционной секьюритизации. Кроме того, критерии должны отвечать ряду требований, характерных для синтетической секьюритизации, включая такие, как требования о снижении кредитного риска контрагента, в том числе о договорах приемлемой защиты, контрагентах и залоговом обеспечении; требования, учитывающие различные структурные особенности сделок с использованием секьюритизации, и требования, гарантирующие, чтобы методология устанавливала ориентиры только для балансового отчёта синтетической секьюритизации.

В документе также рассматривается рациональное обоснование простого, прозрачного и стандартизированного синтетического продукта, а также оцениваются положительные и отрицательные последствия его возможного создания и маркировки STS.

Наконец, в дискуссионном документе представлен сбалансированный анализ возможного введения ограниченного и чётко определённого дифференцированного режима регулирования простоты, прозрачности и стандартизированности синтетической секьюритизации.

Внешним крупным акционерам и заинтересованным сторонам предлагается прокомментировать возможность введения STS методологии для синтетической секьюритизации и изложить свои соображения по поводу регламентационного режима и потенциального воздействия на рынок предложений, изложенных в документе для обсуждения.

 


Управление Пруденциального Регулирования

Регуляторные капитальные инструменты: обновление требований к предварительному уведомлению о выпуске (PIN), 9 сентября 2019 года

В настоящем консультационном документе (КД) Управление пруденциального регулирования (PRA) излагает свои предложения по поправкам к режиму предварительных уведомлений о выпуске (PIN), применимому к Регламенту о требованиях к капиталу (575/2013) (CRR) фирм, уполномоченных PRA. В Приложении 1 содержатся предлагаемые поправки к режиму PIN, изложенному в части «Определение капитала» в своде правил PRA.

Правила PIN, предлагаемые PRA, предназначены для повышения и поддержания качества капитала фирм путём предоставления PRA возможности комментировать положения и условия предлагаемых капитальных инструментов до выпуска таких инструментов. Предложения, содержащиеся в настоящем КД, отражают принятие поправок ко второй части CRR с помощью CRR II и вносят улучшения, выявленные на основе опыта PRA в области оценки качества капитальных инструментов. PRA полагает, что предлагаемые улучшения сделают режим PIN более соразмерным и чувствительным к риску, а также позволят фирмам проявлять большую гибкость при выпуске капитальных инструментов. 

CRR II вносит поправки в различные аспекты CRR, в том числе в статью 26(3), которая теперь позволяет фирме классифицировать последующие выпуски одобренного инструмента базового капитала первого порядка (CET1) как CET1 с соблюдением определённых условий, включая условие об уведомлении PRA (см. пункт 3.12 настоящего КД). В результате этих поправок происходит частичное совпадение правил PRA, содержащихся в главе 7 в части «Определение капитала», и статьи 26 (3) CRR с внесёнными в неё поправками. 10 июня 2019 года PRA представила поправки, созданные по обоюдному согласию, в качестве временного решения для устранения этого совпадения до официального консультирования по изменениям правил. В настоящее время PRA предлагает внести поправки в свод правил, с тем чтобы устранить это совпадение. 

PRA также изложило ряд предложений, направленных на то, чтобы сделать режим PIN для фирм CRR более соразмерным и чувствительным к риску, а также предоставить фирмам большую гибкость в выпуске капитальных инструментов. Например, PRA предлагает внести поправки в свод правил для усиления управления выпуском CET1, согласовать требования к последующим выпускам дополнительных инструментов первого порядка (AT1) с требованиями к последующим выпускам CET1 инструментов и отменить требование о предварительном уведомлении о выпуске инструментов второго порядка (T2). Предлагаемая реструктуризация главы 7 части «Определение капитала» призвана облегчить понимание правил.

В надзорном отчёте PRA SS7/13 «Директива о требованиях к капиталу (CRD) IV и капитал» изложены ожидания PRA от фирм CRR в отношении качества их капитальных ресурсов. PRA предлагает обновить SS7/13, чтобы подчеркнуть тот факт, что PRA предпочитает более простые структуры CET1, и изложить свои рекомендуемые ожидания от высшего руководства фирм в отношении качества капитальных ресурсов. Также PRA предлагает разъяснить два термина, введённые CRR II, чтобы обеспечить общее понимание требований к уведомлению в отношении последующих выпусков инструментов капитала CET1 и AT1. В Приложении 2 содержатся предлагаемые изменения к документу SS7/13, который предложено переименовать в «Определение капитала». 

Кредитный риск: оценка вероятности дефолта и потери в случае дефолта, 18 сентября 2019 года

В настоящем консультационном документе (КД) PRA описывает предлагаемый подход к внедрению последних регуляторных продуктов EBA, касающихся оценки вероятности дефолта (PD), оценки уровня потерь в случае дефолта (LGD) и учёта дефолтных рисков в подходе к кредитному риску на основе внутренних рейтингов.

PRA предлагает обновить ожидания, изложенные в надзорном отчётеSS11/13 «Подходы к оценке кредитного риска на основе внутренних рейтингов», для внедрения регуляторных продуктов EBA, которые касаются оценки PD и LGD и учёта дефолтных рисков.

Эти предложения касаются банков Великобритании, строительных сберегательных касс и инвестиционных фирм, выбранных PRA.

Solvency II: «Принцип благоразумного человека», 18 сентября 2019 года

В настоящем консультационном документе (КД) PRA излагает свои предлагаемые ожидания в отношении инвестиций фирм в соответствии с принципом благоразумного человека (PPP), изложенным в главах 2–5 части «Инвестиции» Руководства PRA (которые включают в себя Статью 132 Директивы Solvency II (2009/138/ЕС) («Solvency II»).

В соответствии с Solvency II правила PRA требуют, чтобы «фирма продемонстрировала, что она соответствует части «Инвестиции» Руководства PRA». В рамках надзорной проверки Solvency II надзорная деятельность PRA, осуществляемая в отношении фирм, включает в себя анализ и оценку соблюдения фирмами (среди прочего) правил PRA, транспонирующих требования к инвестициям в соответствии с принципом благоразумного человека по Solvency II. В проекте надзорного отчёта (см. Приложение) излагаются предлагаемые ожидания PRA от фирм в отношении PPP, изложенные в главах 2–5 части «Инвестиции» Руководства PRA.

Эти предложения касаются всех британских фирм в рамках Solvency II (в том числе в контексте положений, касающихся групп Solvency II), обществ взаимного страхования, филиалов в третьих странах, страховой компании Ллойд и её управляющих агентов (совместно именуемых «фирмами»).

Управление риском ликвидности для страховщиков, 24 сентября 2019 года

В настоящем надзорном отчёте (SS) излагаются ожидания PRA в отношении методологии управления риском ликвидности, которой должен располагать страховщик в соответствии с главами «Условия, регулирующие деятельность» 3.1(2)(с)(iv) и «Групповой надзор» 17.1(1)(b), содержащимися в Руководстве PRA для фирм Solvency II, а для страховых компаний — в соответствии с главой «Общие ресурсы и оценка» 2.5(3), содержащейся в Руководстве PRA для незарегистрированных фирм, соответственно. 

Настоящий отчёт касается всех британских фирм в рамках Solvency II, в том числе в контексте положений, касающихся групп Solvency II, страховой компании Ллойд и её управляющих агентов, а также незарегистрированных страховщиков (совместно именуемых «страховщиками»). 

К областям, рассматриваемым в этом документе, относятся:

  • разработка и поддержание надлежащей политики, систем, механизмов контроля и процессов;
  • выявление существенных факторов риска ликвидности;

  • разработка и осуществление прогнозного сценарного анализа и программ стресс-тестирования;

  • замечания по включению высоколиквидных активов в буфер ликвидности;

  • использование количественных показателей и инструментов для измерения и мониторинга факторов риска ликвидности;

  • эффективное планирование на случай чрезвычайных обстоятельств.

Этот отчёт опирается на регуляторный опыт PRA для определения некоторые ключевых вопросов, которые страховщик должен учитывать при управлении риском ликвидности. Он не является исчерпывающим руководством по управлению ликвидностью. PRA признаёт, что сочетание источников риска ликвидности является уникальным для каждого отдельно взятого страховщика и каждой отдельно взятой группы, и что методы управления риском ликвидности будет зависеть от индивидуального рассматриваемого случая. Таким образом, предполагается, что страховщик должен понимать факторы риска ликвидности, с которым он сталкивается, и применять рекомендации, содержащиеся в настоящем надзорном отчёте, с учётом масштаба, характера и сложности своей деятельности

Solvency II: Доходные ипотечные кредиты и внутренние оценки кредитоспособности в отношении неликвидных,безрейтинговых активов, 27 сентября 2019 года

В настоящем консультационном документе (КД) излагаются предлагаемые PRA ожидания в отношении фирм по вопросам моделирования ими доходных ипотечных (IPRE) кредитов в рамках их внутренних моделей Solvency II. Он также предлагает внести поправки в ожидания в отношении использования внутренних оценок кредитоспособности для установления фундаментальных спредов для неликвидных, безрейтинговых активов.

Предложения, содержащиеся в настоящем документе, приведут к внесению изменений в надзорный отчёт (SS)3/17, «Solvency II: Зеркальные корректировки – неликвидные, безрейтинговыеактивы и кредиты под залог имеющейся у пенсионера недвижимости».

Настоящий КД относится к британским страховым и перестраховочным компаниям, которые держат или намерены держать IPRE кредиты. Это также относится к фирмам, инвестирующим в неликвидные, безрейтинговые активы в рамках своих портфелей Solvency II с зеркальной (соответствующей) корректировкой.

Solvency II: Зеркальная(соответствующая) корректировка — неликвидные, безрейтинговые активы и кредиты под залог имеющейся у пенсионера недвижимости (обратные ипотеки), 27 сентября 2019 года

В настоящем надзорном отчёте (SS) изложены ожидания PRA в отношении фирм, инвестирующих в неликвидные, безрейтинговые активы в рамках своих портфелей Solvency II с зеркальной (соответствующей) корректировкой. Это относится к компаниям по страхованию жизни и перестраховочным компаниям, которые держат или намерены держать безрейтинговые активы (включая реструктурированные кредиты под залог имеющейся у пенсионера недвижимости (обратные ипотеки) (ERM)) в MA портфеле.

Это заявление следует рассматривать совместно с главами 6 и 7 раздела технических положений Руководства PRA.

В главе 2 настоящего надзорного отчёта разъясняются ожидания PRA, в которых внутренние оценки кредитоспособности используются как часть определения фундаментального спреда (FS), включая ожидания, характерные для реструктурированных активов (включая ERM). Затем в главе 3 излагаются принципы, которые должны применяться при оценке рисков, связанных с гарантиями, включёнными в ERM, в рамках проверки целесообразности FS для реструктурированных контрактов ERM.

Solvency II: Обратные ипотеки, 27 сентября 2019 года

Настоящее программное заявление (ПЗ) PRA комментирует ответы на консультационный документ (КД) CP7/19 «Solvency II: Обратные ипотеки — Часть 2» (стр. 2 из 2) Оно также содержит заключительный надзорный отчёт PRA (SS) 3/17 «Solvency II: Соответствующие (зеркальные) корректировки – неликвидные безрейтинговые активы и кредиты под залог имеющейся у пенсионера недвижимости (обратные ипотеки)».

Данное заявление касается страховых и перестраховочных компаний, которые держат ERM.

Solvency II: Нормативная отчётность о результатах внутренней модели, 30 сентября 2019 года

Данный надзорный отчёт представляет интерес для страховых компаний Великобритании в рамках Solvency II и страховой компании Ллойда в отношении каждого её синдиката, а также в отношении результатов внутренней модели Ллойда. В нём излагаются ожидания PRA в отношении фирм и вносится дополнительная ясность в отношении информации, которая должна представляться фирмами с использованием внутренней модели для расчёта требований к капиталу в рамках Solvency.

В тех случаях, когда фирма использует внутреннюю модель, PRA требует, чтобы она постоянно оценивала соответствие своей модели требованиям Solvency II к внутренним моделям. Для того, чтобы проводить мониторинг эффективности утверждённых внутренних моделей в течение определённого периода времени, PRA ожидает, что фирмы будут на постоянной основе сообщать о результатах своей утверждённой внутренней модели.

Субординированные гарантии и качество капитала для страховщиков, 30 сентября 2019 года

Данный надзорный отчёт применяется ко всем страховщикам (фирмам), уполномоченным PRA; он также может иметь отношение к страховым холдинговым компаниям и другим организациям в той же группе вместе с их консультантами. Более того, отчёт ориентирован на Solvency II и предназначен для фирм и групп в рамках директивы Solvency II. Он одинаково актуален для страхователей жизни, общих страховых компаний и обществ взаимного страхования.

В этом отчёте излагаются ожидания PRA от фирм в отношении:

  • использования субординированных гарантий в связи с капитальными инструментами, выпущенными компанией, при этом выплата купонов и погашение основного долга гарантируются фирмой (гарантом);
  • того, как субординированные гарантии не должны подрывать качество капитала, который имеется у фирм для удовлетворения требований к капиталу (это ожидание применяется независимо как от причины использования субординированной гарантии, так и от структуры, в которой используется гарантия);
  • того, как фирмам следует отчитываться о размере нормативного капитала гаранта, если финансовая ответственность, создаваемая гарантией, подрывает качество капитала гаранта.

Настоящий отчёт представляет собой применение связанных правил транзакции, изложенных в GENPRU 2.2.65R и GENPRU 2.2.169R Руководства PRA, и с 1 января 2016 года действует правило PRA, транспонирующее статью 93 директивы Solvency II.

Этот отчёт был предметом консультаций с общественностью, которые завершились 11 июля 2014 года, и отражает результаты обратной связи, полученные PRA. В некоторых ответах предлагались альтернативные формулировки, которые помогли бы сделать формулировку отчёта более понятной, и эти предложения были приняты там, где чёткость формулировки была повышена. В намеченной политике никаких изменений нет.

Другие новости

Econophysica: 20/20/20=?

Жизнь компаний похожа на жизнь людей. Есть периоды становления и профессионального роста, есть характер и эмоциональная наполненность пространства. Страны, калейдоскоп событий, время процветания и глобальных свершений, друзья близкие и далекие. Что означает дата двадцатилетия в масштабе существования компании? А в масштабе возраста жизни коллег?

2 сентября, 2020